Парящий батон и другие ребусы. Чем «цепляет» концептуалист Пивоваров

Кленовый лист на абстрактной голове человека или висящий в воздухе разрезанный батон – благодаря этим и другим сюрреалистичным образам российский концептуалист Виктор Пивоваров стал знаменитым, и даже попал в рейтинг самых дорогих художников современности. Стоимость его работ достигает нескольких сотен тысяч долларов. Хотя, на первый взгляд, кажется, что несколько примитивны. Что такое концептуализм и почему незамысловатые рисунки стоят так дорого? На картинах Виктора Пивоварова нет ничего очевидного – сплошь ребусы и фантастические образы. Сегодня работы художника выставляются в «Мультимедиа Арт Музее». Пивоваров начинал как иллюстратор детских книг, в 1982-ом году эмигрировал в Прагу, там и остался. Сам художник поясняет свое творчество – «всегда хотел заглянуть в душу человека и показать его одиночество». «Я употребляю эклектичный – смешанный язык. С одной стороны, узнаваемый, не совсем реалистический, но узнаваемые предметы, фигуры. И в этот мир более-менее реальных предметов вторгаются абстрактные формы: треугольники или прямоугольники, которые нам естественно напоминают о супрематизме», – отметил Виктор Пивоваров. Пивоваров считается одной из главных фигур московского концептуализма. Вместе с Дмитрием Приговым, Эриком Булатовым и Ильей Кабаковым художник развил это направление. К слову, основоположниками концептуального искусства называют Марселя Дюшана и Джозефа Кошута. Художники помещали предметы ширпотреба в выставочное пространство, чтобы наглядно показать – любая обыденная вещь, попадая в музей, может стать произведением искусства. Главное здесь – не предмет, а идея. А выражать ее можно, как хочется. И не только с помощью живописи. Экспозиция Пивоварова – это и тексты, и звуковая инсталляция. «Пивоваров в этом проекте возвращает нам полноту бытия и, самое главное, полноту человеческого общения. Потому что Пивоваров – полифоничен, и идея полифонии – это идея русской культуры. Эта полифония присутствовала в реальной жизни. И сегодня мы так мало общаемся друг с другом. А это все живое, все горячее», – сказала директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова. «Старые его работы, действительно, похожи на концептуальные. А здесь они показывают русское интеллигентное искусство – он выступает в качестве традиционного интеллигента, постоянно рефлексирует, замечает то, что не замечается и наоборот – не замечает то, что в глаза лезет. По-моему, замечательная выставка», – сказал галерист и арт-менеджер Марат Гельман. Посетители, далекие от искусства, концептуализм Пивоварова воспринимают философски. Особенно те, кто знает его по рисункам в детском журнале «Веселые картинки». Кстати, художник оформляет книги и до сих пор. Другие ценители творчества Виктора Пивоварова готовы приобретать его произведения для своей коллекции. Причем, по высоким ценам. Так, работы художника продают на аукционах и за 80 тысяч долларов. А самая дорогая – «Триптих со змеей» – в 2008 году ушла с молотка за 251 тысячу долларов. Почему за примитивные овалы и треугольники отдают такие суммы, спросите вы? Потому что концептуализм как и все современное искусство так себя зарекомендовало. Никого не копируй, бери самую обыкновенную вещь – хоть батон – и смело заявляй о том, что это искусство. Единомышленники обязательно найдутся. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Парящий батон и другие ребусы. Чем «цепляет» концептуалист Пивоваров
© Мир24