Ещё

Отчего русские княгини часто уходили в монастырь 

Отчего русские княгини часто уходили в монастырь
Фото: Кириллица
Княжеские жены, достигшие святости или просто выбравшие после смерти мужа иной путь — служения Богу, принявшие монашество — эти женщины воплощают идеал: кротость и любовь, милосердие и всепрощение.
Есть разные виды святости, и для русских женщин характернее всего тип благоверной княгини. История знает и другие женские образы — кающиеся блудницы, юродивые, но особенными на Руси были именно жены князей, хранившие потаенное богомудрие и нашедшие свой путь к монашескому служению. Первой вспоминается княгиня Ольга — яркий образ деятельной и мудрой женщины, которая прошла путь от языческой жестокости к христианской праведности. И все остальные праведные княгини должны были на неё равняться, стать «аки Ольга». Но уподобиться праматери русских князей, первой принявшей православие, было непросто. Удалось это разве что преподобной Анне Новогорской, жене , устроительнице русского государства и попечительнице монастырей. Она тоже женщина с непростым прошлым, шведская принцесса Ингигерда, прошедшая путь от противления своей судьбе к монашескому смирению и покаянию. На иконах святых часто изображают с атрибутами: у княгинь Ольги и Анны он один — в руках они держат храмы в знак построенных ими церквей. А вот у святой Ефросинии Полоцкой — следующей канонизированной княгини — этот атрибут — прекрасная лилия, символ духовной и телесной чистоты девушки. Ведь она восприняла аскетический идеал еще с детства и захотела стать Невестой Христовой. В 12 лет пропала из дома дочь витебского князя, красавица Предслава — в этом возрасте юную княжну должны были сосватать одному из многих претендентов. Но она выбрала другую судьбу — стала инокиней и просветительницей, основательницей монастыря, куда за ней последовали и её сестры. Чаше всего княгини уходили в монастырь после смерти своего мужа. Некоторые монастыри даже получили наименование «царские», потому что много жен русской короны заканчивали там свои дни. Новодевичий и Вознесенский монастыри в Москве и Покровский монастырь в Суздале стали таким пристанищем для княгинь. Однако только немногие монахини царского происхождения достигли святости. К идеалу святости у каждой был свой путь: благоверная пережила смерть своего мужа и сыновей в Орде и так стала монахиней, а вот святая София Суздальская попала в монастырь из-за развода с Василием III, но нашла там утешение своей душе. Праведные княгини не всегда отрекались от роли жены и матери во имя служения Богу. Все мы знаем покровителей брака — Петра и Февронию Муромских. А у преподобной Ефросиньи Московской, супруги , было двенадцать детей. Чем не примеры женского счастья в браке? Но всех этих женщин объединяет один идеал, который воплощен в символическом образе лилии, цветке Пресвятой Богородицы, говорящем нам о женских добродетелях. Прямой стебель олицетворяет мудрость, поникшие листья — скромность, аромат — святость и стремление души к Богу, а белый цвет — непорочность и чистоту. Неувядаемый благоуханный цвет праведности княгинь, перед иконами которых мы в благоговении ставим свечу.
Видео дня. Какой стала наследница Литвиновой
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео