Войти в почту

Водят поезда и тушат пожары: россиянки осваивают мужские профессии

Родиной феминизма отчасти можно считать Россию. Борьбу за равноправие россиянки начали задолго до Октябрьской революции. Они фактически ее и подготовили. Сами участвовали и вдохновляли мужчин. В результате женщины в стране «победившего Октября» одними из первых в мире получили право голоса и обращение unisex – «товарищ». Эти три товарища: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова 80 лет назад стали первыми женщинами – Героями Советского Союза. Это звание им присвоили за сложный беспосадочный перелет, на который не каждый мужчина способен: из Москвы на Дальний Восток - 6,5 тыс. километров. Самолет АНТ-37 «Родина» обледенел, карты были потеряны, но свою задачу женщины все-таки выполнили. В современном мире, казалось бы, не осталось такой сферы деятельности, где женщины не трудились бы наравне с мужчинами – есть и полицейские, и космонавты, и министры обороны. Но все же и сейчас девушкам есть за что бороться. В России, как и во многих других странах, существует список не совсем женских профессий. Многое вроде справедливо: тяжело, опасно, слишком кроваво. Например, нельзя забивать скот или бурить скважины. Правда, сейчас Министерство труда России подготовил новый перечень – он короче. То есть возможности расширяются. Ну, а женщины рады, ведь до этого проникать на мужскую территорию было крайне непросто. Корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин познакомился с теми, кому это все-таки удалось – вопреки всяким ограничениям. Это лишь очередная стоянка на ее жизненном пути. Ну, а как иначе назвать то, чем она занимается – дальнобойщица из Петербурга Анастасия Сачко готовит на Подмосковной базе фуру к путешествию в Краснодар. «Бывает, я месяц дома не бываю, я вот с апреля дома еще в отпуск еще не ходила», – сказала водитель фуры. Ее профессия пока еще в списке неженских. Слабому полу запрещено управлять большегрузами – якобы вредно. А Настя считает наоборот – курорт, а не работа. «На море мы ездим, бывает, отдыхаем. Два дня там стоишь, ждешь загрузки, бывает. Или попросишь два дня выходных, тебе дадут. Зато и на халяву, что приятно. И денег зарабатываешь, не тратишь ни на поезда, ни на самолеты», – говорит Анастасия. В кабине многотонного грузовика Анастасия не только работает, но и живет. Все в коврах: чистота и порядок. А дома ждет дочка, скоро ей в первый класс, и муж – хранитель очага. Пока Анастасия покоряет очередную трассу, он гуляет с ребенком и рассуждает о том, что любить на расстоянии – это современно. «Мир 21 века – это мир технологий. И расстоянии сейчас особой роли не играет для связи. Онлайн режим никто не отменял», – сказал Андрей Сачко. «Он мне доверяет, я ему доверяю. У меня муж не гулящий, не пьющий. Курить – курит, а выпивать – не выпивает. Возьмет бутылку пива, может две недели ее пить. А так, если что натворит, мне ребенок звонит и жалуется», – поделилась Анастасия. Тягач Анастасии отличается от легковушки только размерами. Чтобы крутить баранку, не надо прикладывать грубую силу. Но все равно женщин в этой профессии по всей стране около полусотни. А таких, как Юлия Куракина, и вовсе днем с огнем не сыщешь. Министров в юбках и то больше. Она единственная в России помощник машиниста – водит поезда в московские аэропорты. Освоить профессию решила, когда из любопытства оказалась в кабине электрички. А вот хорошо подумать насчет призвания – просили еще в колледже. «Меня отговаривали, что учить-то можно меня, но проблемы возникнут с трудоустройством и с практикой. Если я не смогу работать помощником машиниста, то мне придется работать слесарем», – вспоминает Юлия. Последний список, который запрещает женщинам работать на опасных производствах, утвердили в 2000 году. В нем 456 профессий. Например, девушка не может валить лес, быть взрывником на рудниках или управлять бульдозером, или той же электричкой. Но и тут могут быть исключения – если созданы безопасные условия труда. В эпоху паровозов помощник машиниста был обязан заправлять технику водой, смазывать агрегаты маслом, чистить топку. Сейчас же все необходимые операции выполняет бортовой компьютер. Здесь даже автосцепка электрическая. Теперь, чтобы расцепить состав, не нужно лезть под поезд и дергать за рычаг, достаточно лишь нажать кнопку в кабине. Когда стали аттестовывать рабочее место Юлии Куракиной выяснилось, что самое вредное в ее работе – это внимание. За светофорами, переездами и стрелками нужен глаз да глаз. «Когда уже действительно работаешь помощником, дублером, когда ты пополам с машинистом несешь ответственность за происходящее в поезде, ты уже меньше обращаешь внимание на то, как красиво отражается закат на рельсовых плетях. И действительно, это работа, причем такая, что не каждый сможет работать здесь», – рассказала помощник машиниста. Женщины даже в СССР, несмотря на провозглашенное равноправие, водили поезда не часто. И такое решение партии подкреплялось данными врачей. «Мышечная система мужчины может выполнять тяжелую работу, но быстро устает. У женщин мышечная система может выполнять длительную работу, но не тяжелую», – рассказал завкафедрой анатомии Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М. Сеченова Владимир Николенко. В том числе и из-за этого женщинам стали запрещать работать, например, на строительстве московского метро. Хотя до войны и во время слабый пол прокладывал тоннели первой линии – вариантов не было. «В 56 лет, когда женщин стали выводить с подземных работ, дело доходило до того, что они начинали бастовать, спускались в шахту и там оставались, не хотели выходить. Причина понятна: их выводили в заводоуправление, сразу же у них переставал идти «вредный» стаж, и они теряли все зарплаты и льготы», – пояснила эксперт Елена Мезенцева. У Марии Власовой семь специальностей, и все в списке неженских. Сейчас такую работу как раз и выполняет. «Я сварщик четвертого разряда. Мне интересна высотная сварка, что-нибудь поварить на высоте. Мне интересны сложные работы, монтаж и демонтаж металлических конструкций», – уточнила Власова. Ещё Мария два года работала бойцом пожарной охраны. Горела мечтой – спасать людей и побеждать стихию. Но настоящих пожаров со временем в карьере становилось меньше, желание иметь в команде женщину у мужчин – угасало с каждым днем. «За два года фразу: «сделай себе пластическую операцию и стань мужиком», мне говорили каждую смену. Это настолько унизительно, когда такое говорят, когда распускают руки», – призналась женщина. А для Яны Сургаевой из Тольятти путь к профессии настоящих мужчин лежит через суд. Девушка желает служить, и не абы где, а в спецназе. «Все говорят: «Иди вари борщ», а я не хочу. Я умею варить борщ, и у меня он вкусно получается. Но я хочу заниматься тем, что я хочу», – говорит Сургаева. Снайпер, пулеметчик, ну или просто стрелок – это для нее, так считает сама Яна. Но командование готово взять ее разве что телефонисткой, картографом, метеорологом. В общем, куда мужчины идут не охотно. Так что очередное заседание суда Яна покидает с отказом и надеждой, что когда-то займет место в строю. Как в других профессиях нашли себя те, чью мечту ограничивал один документ. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Водят поезда и тушат пожары: россиянки осваивают мужские профессии
© Мир24