Ночь искусств стерла грани между жанрами и поколениями
Столица в шестой раз присоединилась к акции «Ночь искусств». Лучшие творческие союзы представили на открытых площадках свое видение театра, музыки и живописи. Марафон экспериментальной музыки, поэтические спектакли, «Странные танцы» — фестиваль объединяет десятки площадок и тысячи ценителей прекрасного. В этом году в фокус акции попали две возрастные категории: старше 75 и моложе 25 лет. Одним — признанная классика, другим — пока еще прокладывающий себе дорогу постмодерн. Ограничений в выборе не предусмотрено. — Терменвокс, изобретенный в Санкт-Петербурге в начале прошлого века моим прадедом Львом Терменом, до сих пор является единственным музыкальным инструментом, на котором играют движениями рук в воздухе, изменяя электрическое поле, — рассказывает посетителям Музея Москвы, попавшим на, пожалуй, самый необычный концерт этой акции, музыкант Петр Термен. — Исполнителей академической музыки, владеющих терменвоксом, можно пересчитать по пальцам. Тембр инструмента отчасти напоминает и голос человека, и скрипку, и контрабас, оставаясь при этом абсолютно уникальным. Кстати, с него же началась история мировой электронной музыки. Тем временем в другом конце Москвы — на Киевском вокзале — только-только прибывшие в столицу гости, позабыв о срочных делах, наслаждаются хоровым шоу «Русские проводы» по повести Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Один из самых востребованных российских композиторов, Александр Маноцков объединил вокалистов московских домов культуры старше 75 лет в единый коллектив, чтобы представить свое авторское видение классического произведения. — «Ночь искусств» — это всегда смешение жанров,— отмечает министр культуры России Владимир Мединский. — Одно из главных событий — стартовавшая в Центральном выставочном зале «Манеж» выставка «Сокровища музеев России», где представлено около 280 произведений из 50 региональных музеев. В числе центральных ее экспонатов — икона Божией Матери «Умиление» из Псково-Печерского монастыря. Красок празднику искусств добавили модные показы и дизайнерские шоу. Площадкой для проекта New School Old School стал Рижский вокзал. Здесь по импровизированному подиуму зала ожидания прошлись начинающие модели самых разных возрастов, воплотив в реальность идею диалога поколений. Винтаж — главная тема дефиле — пусть и ассоциируется с прошлым веком, в руках молодых дизайнеров все же приобретает изящный налет современности. — Я словно в годы собственной молодости попала!— восторгается москвичка Ольга Соловьева. — Мы же сами вот в таких же платьях с яркой фурнитурой ходили, шляпками хвастались, выискивали воротнички из кружева. А уж когда впервые джинсы надели — так тех эмоций современному поколению даже не понять. То самое современное поколение тем временем, стремясь успеть все и везде, собирается к полуночи в Московском планетарии. Здесь с минуты на минуту начнется марафон новой музыки в стиле эмбиент, сопровождающийся видеоарт-шоу. В центре внимания — исполнители моложе 25 лет. Звуковой ландшафт, электроакустика, интеллектуальные аудиоструктуры — за молодежью новый взгляд на классику. — Честно признаюсь, понять такое творчество может далеко не каждый, — говорит посетительница представления Мария Игнатова. — Мне ближе классика, привычное звучание. Но где, как не на «Ночи искусств», знакомиться с новыми жанрами! ПРЯМАЯ РЕЧЬ Александр Кибовский, руководитель департамента культуры города Москвы: — Ставшие девизом акции «Ночь искусств» простые слова — «Искусство объединяет» — на самом деле имеют глубокий смысл. Для нас важно, чтобы Москва открывала все более широкие возможности для творческой самореализации. С каждым годом к акции присоединяются все новые и новые площадки. Так, уже не первый раз в ней принимают участие московские вокзалы и пространства, обычно не так просто доступные для аудитории, например, «Останкино». Новые лица — участники программы «Активное долголетие». А разговор молодых людей с теми, кто старше 75, стал отдельной темой «Ночи», предоставив этим двум поколениям пространство для диалога, для создания новых произведений искусств, что, я надеюсь, станет новой традицией.