«Клинок» не затупился

В Москве завершилась 38-я международная выставка холодного оружия "Клинок - традиции и современность". За четыре дня, с 1 по 4 ноября, павильон в "Сокольниках" собрал под своей крышей лучших оружейников не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Хотя в этот раз их гораздо меньше, чем на выставках прошлых лет. Увы, международная ситуация сказывается и на таких мероприятиях. Но, несмотря на это, любителям хороших ножей было что посмотреть и присмотреть для себя. Надо заметить, что приобрести на выставке можно далеко не все работы, некоторые художественные изделия мастера привозят для участия в конкурсах, но не намерены с ними расставаться. Так что "Клинок" - единственное место, где их можно увидеть. Уменьшившееся количество участников не уменьшило накала страстей в борьбе за первые места сразу в нескольких номинациях. Часть из них, такие как конкурс на лучшее художественное оформление клинка или на лучший рабочий нож, давно стали традиционными. С традиционными же фаворитами, входящими в топовую десятку несколько лет подряд. Но даже тут остается интрига - кто из лучших займет первое место, чей нож на этот раз не найдет себе равных? В этом году экспертное жюри, в состав которого входили эксперт по культурным ценностям Министерства Культуры РФ А.Н. Клишин, старшие научные сотрудники Государственного Исторического Музея, эксперты по историческому оружию Чистоногова Т.В. и Веселитская В.В. в "конкурсе красоты" среди ножей присудили победу "Моржу Важному", ювелирному ножу из лабораторного булата на основе стали Х12МФ и с рукоятью из резного клыка моржа, вышедшему из мастерской Александра Рукавишникова. Прорывом года в этом конкурсе стал занявший второе место в номинации "фентези" нож Виктора Душечкина "Вужалка", Вот что сказал сам мастер о своей неожиданной победе: "Моя ВУЖАЛКА заняла почётное второе место в художественном конкурсе в номинации фентези. Неплохо для дебюта. Будем двигаться дальше и не угомонимся, пока нас не признают фаворитом в художественном конкурсе. Сложно, конечно, бороться с именитыми мастерами. А что делать?!" Между прочим, в этом конкурсе он обошел таких мастеров художественного оружия, как Леонид и Мария Архангельские. Они кузнецы, но подлинные творцы необычных и многогранных клинков. Но стоит заметить, что занимаются они только изготовлением сложных видов сварочного дамаска и литого булата. Рукояти же клинков, гравировку и прочее "прилагающееся" создают другие мастера их артели, потому что, по мнению Архангельских, "каждый должен заниматься своим делом. Если распылять свои интересы и усилия, многого не добьешься. А в клиночном деле мы поставили себе задачу если и не достичь вершин мастерства, то хотя бы приблизиться к ним". Были на этом "Клинке" и совершенно новые конкурсы, например открытый конкурс на лучший нож-мультитул. Мультитулы стали полноценными участниками "Клинка" впервые за его историю, окончательно доказав свое право называться ножами (хотя мультитул - это гораздо больше, чем просто нож). Соревнования были интересны тем, что поучаствовать в испытании ножей мог любой желающий. И это правильно, ведь такие ножи-универсалы должны быть рассчитаны на любую работу как в руках профессионала, умеющего обращаться с капризным инструментом, так и в руках простого "пользователя", купившего нож с самыми утилитарными целями и до этого не работавшего с ними. Было чем заняться гостям выставки и в перерыве между конкурсами. Полюбоваться выступлениями фехтовального клуба "Клинок и Лоза", специализирующегося на реконструкции клинкового боя минувших времен, послушать их короткие, но интересные лекции об особенностях того или иного оружия, об истории его формирования. Или поучаствовать во множестве мастер-классов, от простого изготовления кожаного браслета до профессионального обучения заточке ножей на современном оборудовании, больше всего похожем на фантастические манипуляторы с космического корабля. В этом году на "Клинке" заметно больше стало декоративного, почти сувенирного оружия. И сейчас речь идет не о традиционной продаже антиквариата и реплик исторического оружия романтических эпох, которое стало привычной частью оформления стендов еще со времен первых выставок. Речь о самых настоящих каменных ножах и топорах, сделанных по технологии каменного века уже в современном мире. Такие изделия впервые выставлены на "Клинке". От оригинальных исторических изделий тех времен современные работы отличает аккуратность, выбор материала и, пожалуй, цена. Их приобрести в качестве оригинального украшения коллекции стоит значительно дешевле, чем исторические оригиналы. И если топоры из гранита и базовых каменных пород были скорее интересным антуражем для любителей, то ножи из опала, чароита или поделочного обсидиана вполне тянули на экзотические ювелирные изделия. Изящные работы, порой небольшие, могут стать украшением и коллекции любителя ножей, и коллекции поклонника ювелирного искусства. Не обошлось на выставке и без грустных ситуаций. На второй день работы выставки, в пятницу, со стенда Мастерской А.Руковишникова был украден нож "Черная Пантера" - один из лучших ювелирных ножей мастерской, уникальная работа с литым булатом иранского типа, требующего длительного времени для подготовки металла. И хотя на сегодняшний день нож объявлен в международный розыск по всем аукционам оружия, надежд на обретение его, увы, очень мало. Чаще всего такие изделия крадутся "на заказ" и сразу оседают в закрытых частных собраниях у нечистоплотных коллекционеров. Правда, выставить такой нож и похвастаться им не выйдет - его сразу же заметят. Спутать такое изделие нельзя ни с чем. На выставке можно было не только полюбоваться интересными ножами, но и приобрести их себе. Причем в продаже были только дорогие и уникальные конкурсные клинки, но и множество рабочих ножей и ножей бытового назначения. К каждому клинку, прошедшему тщательную оценку знатоками-оружейниками и экспертами правоохранительных органов, прилагались сертификаты, указывающие на принадлежность клинка к тому или иному типу. Ведь продавалось и выставлялось там и настоящее холодное оружие, для покупки которого требовалось наличие разрешения установленного законом образца. Кстати, подробные консультации по получению лицензии и особенностям отличия истинного холодного оружия от рабочих и охотничьих ножей тоже можно было получить у экспертов из МВД прямо на выставке, а заодно и удостовериться, что выбранный нож этим самым холодным оружием не является. Становится заметно, как с каждым годом "Клинок" становится ближе к "непрофессиональным" гостям, и это скорее плюс, чем минус. Из собрания экспертов и оружейников-профессионалов с узкопрофильными лекциями и докладами по технологиям ковки и тонкостям работы с сложными материалами он становится мероприятием еще и развлекательного толка, популяризующим холодное оружие и рабочие клинки. Все больше ножи из категории "игрушек для больших мальчиков" переходят в категории привычных подручных инструментов, необходимых в походе, в быту на кухне и в ремонте, в тактических играх и просто поездках в отпуск. На выставках "Клинок - традиции и современность" нож себе по душе и по руке может найти каждый. Ранее мы писали том, что еще можно было увидеть на выставке "Клинок".

«Клинок» не затупился
© CBS MEDIA