Путеводитель по оркестру

Автор сценария Владимир Зисман и создатели проекта обозначили свой культурный продукт как музыкально-просветительское шоу. Жанр выступления получился, определенно, с ликбезовским уклоном — филармонический лекторий плюс остроумное шоу в рамках вполне академического концерта. Результат коллективной деятельности дирижер Арсентий Ткаченко увидел так: "Это концерт-путешествие между гранью сцены и зрительным залом. Мы будем все время нарушать эту грань. Наш рассказ о том, что музыканты — обычные живые люди, которые приезжают задолго до концерта, не сразу во фраках. Это погружение в бытовую среду музыканта, в специфику музыкального мира. Не смотря на то, что мы играем Моцарта, Чайковского, Рахманинова, ничто человеческое нам не чуждо. Мы — такие же люди, как все, и мы готовы впускать в наш мир других людей. Этот проект должен объяснить слушателю "что, зачем и почему", возможно, побудить кого-то купить билет на концерт симфонической музыки. А это для нас самое главное. Проект рассчитан на детей и взрослых. Мы заинтересованы и в тех, и в других. Музыкальные произведения выбраны популярно-знакомые, самые яркие и выразительные, чтобы было легче понимать о чем идет речь. Предварительные разъяснения ведущего и последующая звуковая иллюстрация оркестра заставляют сразу работать мышление слушателя и активировать запоминание." Фото: Анна Харжевская Шоумен Александр Олешко вышел на сцену элегантный, полный достоинства и осознания всей важности миссии, возложенной на него: " Мне кажется, что это очень важный проект. И самое прекрасное, что в зале находятся дети. Бережно отнестись к их миру детства и постепенно, пошагово им рассказать о том, что есть вот такой мир музыки, которая возвышает, успокаивает, дарит надежду, импульсы и желания быть и состояться. Если бы я в своем детстве не слушал самую разнообразную музыку, я бы и артистом не стал. Этот проект дает возможность увидеть, как из каких-то разных блестящих предметов, которые называются музыкальными инструментами, рождается чудо. Я счастлив оказаться внутри оркестра. Я очень много работаю с самыми разными оркестрами, читаю сказки детям. Очень это все люблю. Сам в себе вспоминаю ребенка и благодарю судьбу, что у меня есть такая возможность. Симфонический оркестр для детей и юношества потрясающий. Удивительный дирижер, который живет каждой нотой. Еще учась в Цирковом училище, я играл на кларнете и даже сдавал экзамен. Так как кларнет и саксофон имеют одинаковую аппликатуру, мог продудеть и на саксофоне. Сейчас уже ничего не помню. Это было не очень профессионально. Я за то, чтобы каждый человек, если он чем-то занимается, делал это не только от души, но и профессионально. В проекте для меня было в диковину, например, происхождение инструментов. Правда, это очень интересно. Мне нравится, что все рассказывается доступным языком (я, естественно, немножко под себя это переделал) и показывается наглядным способом." Сам первоисточник, книга "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана, музыканта и писателя — бестселлер, полный юмора, острых наблюдений и досконального знания материала. Александр Олешко, яркий артист и опытный конферансье, добавил обаяния и артистизма в занимательное исследование оркестровой кухни. Публика, равно как взрослая так и детская аудитории, с удовольствием бродила по задворкам сложного закулисья концертного процесса, весело отдаваясь музыкальному квесту вместе с ведущим. Фото: Анна Харжевская Высокий градус юмора был задан в первой же симфонической интродукции оркестра, в которой зал с удивлением услышал всевозможные позывные мобильных компаний. Ах, да, выключить телефон... Оркестровые номера и музыкальные иллюстрации контрапунктом специфического юмора сопровождали тексты и исторические экскурсы Александра Олешко. Остроумные аранжировки, кстати написанные также Владимиром Зисманом, вызывали детский и взрослый восторг. Фагот — это известный голос дедушки в симфонической сказке Прокофьева "Петя и волк". Гобой — это утка в прокофьевской партитуре сказки. "А теперь послушайте как звучат дедушка и утка вместе, " — невозмутимо объявлял Олешко, и зал взрывался хохотом. Фагот и гобой сыграли... "Танец маленьких лебедей". У Чайковского использованы те же инструменты. Много выдумок и неожиданных эффектов придумали создатели музыкально-просветительского шоу для детей и взрослых. Но вишенкой в торте оказался Концерт Моцарта с оркестром. Солирующий инструмент - самый обычный шланг, солист Михаил Белов - концертмейстер группы валторн. "Очень люблю видеть преображенные лица. Это самое удивительное, что может быть. Приходит человек. Я его вижу в начале. Через полтора часа - это другой человек, с улыбкой, отдохнувший, удивленный. Это прекрасно," — сказал после концерта Александр Олешко. Финал выступления был очень театрально-запоминающимся. Вся деревянно- и медно-духовая часть оркестра поднялась на круговой высокий балкон Камерного зала, и грянул Марш Радецкого Иоганна Штрауса. "Камерный зал Концертного зала "Зарядье" очень хорошо звучит. У нас была проблема слишком большого состава оркестра для этого выступления, практически тридцать человек. Мы, конечно, перестраивали динамику в некоторых произведениях во время репетиций, чтобы "не снести" зал. В заполненном публикой пространстве нам уже было акустически полегче. Мы впервые даем концерт здесь. Хочется, чтобы эта новая концертная площадка "Зарядье" стала хорошим "семейным" залом. Рядом парк с большой проходимостью народа, нужно привлекать народ в классическую музыку," — подытожил дирижер Арсентий Ткаченко. Однажды я села в маршрутку. После меня зашел еще пассажир. После оплаты проезда незнакомец и я одновременно достали книжки. Он мне широко улыбнулся. Мы держали одну и ту же книгу "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана. Но моя была подписана автором.

Путеводитель по оркестру
© Ревизор.ru