Бунтующий человек: Альбер Камю
В обширном пантеоне "властителей дум" XX века Альбер Камю занимает особое, можно сказать, уникальное место. Всем своим обликом он не напоминает "титана мысли", мученика или праведника, и никак не замаран двусмысленным обаянием массовой культуры. При этом практически недоступен для искушённой или "низовой" критики. Происходит это от понимания полной ясности, бескомпромиссности его философской и художнической позиции. Альбер родился 7 ноября 1913 года на ферме "Сан Поль" среди песков и виноградников, недалеко от местечка Мондови, что находится на французском побережье колониального тогда Алжира. Его отец, эльзасец по происхождению, пал через год на поле бессмысленной мировой бойни при Марне, как сотни тысяч французских рабочих, призванных в ряды солдат, "убитых задёшево". Это обстоятельство в самом начале жизни, как и то, что мать была полуграмотной, полуглухой крестьянкой, кажется, определило мировоззрение будущего философа. Его отношение к войне и разным невзгодам, поджидающим человека на его неопределённом коротком жизненном пути. Фото: insparkl.com Они жили в районе Белькур, на окраине города Алжир. Своевольная бабушка контролирует их жизнь, мать работает уборщицей. Вокруг смешанное европейско-арабское, отнюдь не почтенное общество... Но он выжил в этих сомнительных удовольствиях. Он стал круглым отличником в начальной школе, где учился с 1918 по 1923 гг. И, невероятным образом получив стипендию, с блеском закончил философский факультет Алжирского университета в 1937 году. Работает частным учителем, продавцом, всерьёз занимается футболом, пока ранний туберкулёз не захлопывает перед ним двери спорта. В 1935 году получает степень бакалавра, затем магистра философии. Вступает во Французскую компартию, через год исключён за слишком рьяную дружбу с радикальной Алжирской народной партией. В молодости его тянуло к анархистам. Фото: bostonglobe.com Впрочем, пылкие политические пристрастия, как и женитьба на морфинистке, недолго застят ему "белый свет". Ему посчастливилось "заразиться" театром. Он руководит студенческим "Театром труда". Пишет первые свои значительные работы: эссе "Изнанка и лицо" и "Счастливую смерть", предтечу знаменитого "Постороннего". Работает редактором в журнале "Побережье". В 1938 году выходит первый сборник его рассказов и эссе "Бракосочетание". Как философ, Камю начинает свой путь в традициях неоплатонической школы, само Средиземноморье подсказывает в какие "палестины" спокойных философических доктрин направить пытливые стопы. "Бракосочетание в Типасса"— яркий пример чувственной пантеистической уверенности в мировом равновесии. Но движимый честностью мысли, интуицией и темпераментом, мятежным порывом, Камю устремляется в сторону философского поиска "вслепую", — в горячее ощущение безмерного ужаса и неприглядной безысходности бытия. Фото: poembook.ru Переварив по-своему рационально-религиозные позиции Кьеркегора, отогнав соблазнительную витальность Ницше, он, в некотором смысле, приходит к союзу с идеями русского экзистенциализма. В частности к идеям Льва Шестова с его "апофеозом беспочвенности" и единственной парадоксальной "опорой" на хаос бытия. Неслучайно в "Бунтующем человеке" упоминаются русские террористы и разочарование в христианских догмах. У Камю мир не просто абсурден, его абсурд каждое мгновение угрожает жизни человека. Отнимает у него силы и веру в необходимость продолжать мучительную жизнь. И возникает самый главный "экзистенциальный" вопрос: — "стоит ли наша жизнь того, чтобы её прожить?". Сам вопрос корректен, так как исключает возможность самоубийства, — это поступок страстный, а значит этически недостойный. Сам мир абсурден. Эстетика и мораль здесь вообще ни причём. Остаётся только явление "Бунта", единственно возможное и логичное проявление человеческой природы. Человек отказывается жить в "несправедливости", отказывается существовать в категориях абсурда. Фото: ours-nature.ru Камю преодолел нищету и обречённость бедняка и сироты в алжирских кварталах колониального юга французской Африки. "Выбившись в люди" благодаря природным способностям, недюжинной воле и трудолюбию, он не соблазнился буржуазным кабинетно-профессорским уютом, даже став парижанином. Не стал пресным обозревателем в личине журналиста-резонёра или соглашателем — гуманитарием — как бы "специалистом по общим вопросам". Бунтарь по определению, свой бунт он возвёл не только как мыслитель и писатель к высокой моральной цели — "человечности во что бы то ни стало", но рисковал собственной жизнью. Будучи участником Сопротивления во время фашистской оккупации, он предпочёл "подпольный" Париж сравнительно безопасному Алжиру. Его сотрудничество в антифашистской газете "Комба", пронзительная публицистика в "Письмах немецкому другу"— бескомпромиссный ответ не только оккупантам, но и коллаборантам из числа французских интеллектуалов, принявших гитлеризм. Так случилось в его литературной судьбе, что повесть "Посторонний", принесшая автору известность и славу, была предтечей войны и поражения, горького и постыдного существования Франции, подчинённой и униженной. А вот роман "Чума"(1944г.) и пьеса "Калигула", поставленная в 1945-ом, стали манифестом и одновременно дневником человека — бойца и творца. Так, мутно-сумасшедшие глаза Жерара Филиппа-Калигулы спрашивали зрителя в спектакле 1945 года: — С кем ты? Выбирай! Выбор Альбера Камю, как и Жана-Поля Сартра был однозначен: лучше смерть, чем предательство! Позднее эти два выдающихся художника размежевались. Автору человека "бунта" претила Сартровская "левизна" в пользу ангажированности индивидуум государством. Любым, даже с "демократическим" устройством власти… Ролан Барт, лингвист и литературовед довольно метко окрестил стиль Камю — "нулевая проза". Обнулить красивость, собственно, "литературщину"— вот художественный принцип автора "Мифа о Сизифе" (1943). Кстати, Сизиф отнюдь не обречённое и несчастное существо, — он вполне счастлив, когда "порожняком" спускается с горы чтобы вновь начать мучительный роковой подъём с тяжкой ношей на плечах на хорошо знакомую гору… Автор не моралист, — он зритель, иногда соучастник, но никогда — критик! Всю жизнь он презирал праздных фразёров и лицемерных искусителей. Фальшивые демиурги, которые никогда не прочь заключить сделку с власть предержащими и с собственной совестью — вот его буквальная или метафорическая мишень. Таков герой его последней повести "Падение" — опустившийся интеллигент, всего один раз в жизни пошедший на поводу у своей "зоны комфорта", и навсегда погибший из-за этого в глазах людей и себя самого. Фото: ru.uefa.com Камю недаром штудировал Достоевского, И, не будучи религиозным человеком, сделал свои выводы о Страшном и "посюстороннем" суде. Его "посторонний" Мерсо, сродственный в преступлении Родиону Раскольникову, утверждает уже в процессе "наказания": — "Приговорённый обязан морально участвовать в казни". Он погиб мгновенно в автокатастрофе. Ехали из Прованса в Париж 4 января 1960 года. При нём нашли рукопись последнего его романа "Первый человек". Похоронен на кладбище городка Лурмарен на юге Франции. Судьба любит задавать загадки. Что особенное в философской мысли и литературе Европы и всего мира, было в этой короткой, но блистательной жизни бунтаря и насмешника, отшельника и пророка? Возможно, осязаемое доказательство того, что абстрактное понятие "человеческая совесть", — есть величина постоянная и неизменная в быстро меняющейся нашей жизни…