Войти в почту

Тонкие настройки Виктора Ренева

Есть люди, чьи имена становятся нарицательными в профессиональной среде. Ну, кто еще из чиновников высокого ранга, скажите, устроил бы из своей приемной выставку-продажу картин? Делалось это, конечно, не ради эпатажа, а по вполне практическим соображениям. Виктор Ренев, занимавший в 90-е годы должность министра культуры, не раз выручал совершенно отчаявшихся деятелей искусства. (Продолжение интервью. Начало по ссылке) - Как, по-вашему, чего нам объективно не хватает в культурной сфере – в городе, в области? - Культура настолько всеобъемлющее понятие, что слышу два раздела, материальное и духовное. Из материального по-крупному, 40 лет мечте – строительство «Концертного зала», Цирка, Детского театра. В каждодневном режиме - оборудования, инструментов, костюмов и т.д. т.д. – процесс бесконечный – растут потребности. Нам пока не хватает культуры везде, не только в городе и области. Во всех сферах жизни. В семье и на работе, во взаимоотношениях с соседями - по дому и по даче, в бизнесе, медицине и образовании. Мы никак не избавимся от психологии потребителя. Сидим как-то давно весной в учреждении культуры на совещании, и как раз первый хороший дождь после зимы. И тут по стенам буквально потекло из-под крыши голубиное… в общем, то самое. Я объявил перерыв, потребовал халат и полез на чердак. Директор, конечно, голосит – вот, у нас крыша течет! А я понять не могу, в чем дело – меняли мы её два года назад, а срок службы оцинкованному железу 20 лет. Выяснилось: зимой, когда нужно было сосульки сбивать, взяли они на улице бомжа, привязали его на веревку, и он лазил по крыше с топором, лед скалывал. И всю ее изрубил. Кто работу принимал? Кто в этом учреждении хозяин? Очень жаль, но такое отношение в нас воспитывалось веками: сам ни во что не вкладываюсь, ни за что ответственности не несу, все даром достается. Может, от этого и трагедия в Кемерово, и дырочки в Космической станции. Или вот, сюжет по телевизору: старый двор, крыльцо с прогнившей ступенькой. Женщина беременная наступила, упала, и ребенка потеряла. Трагедия, конечно. Но за ней стоят мужики в трениках и с пивными брюхами. Глаза прячут. Всего-то нужно было принести новую доску и посадить ее на четыре гвоздя. Несложно ведь! Что ж каждый раз-то ждать спасателей? Ведь много трагедий можно было предотвратить при неравнодушном отношении друг к другу. И это тоже Культура! - Вы так с сердцем говорите… А, сами можете ступеньку заменить при необходимости? - Мои родители были строителями Магнитки. Сначала жили в землянке, потом дом построили. Вы не представляете, что это было за место: много криминальных элементов – (сидел каждый второй), ссыльных, раскулаченных – паханов все знали как вождей. А человек, однажды отсидевший, даже если «за колоски», из тюрьмы тянет бациллу тюрьмы, злобу, обиду. Изображает матерого уголовника, хотя сам был в тюрьме никто, измываясь над семьей и отравляя все вокруг. Было много брошенных или, как отец выражался, «бесхозных» детей. А у нас – семья. Отец работал, а мать занималась детьми. 8 детей! Я ростом самый маленький из братьев, наш младшенький вымахал до 192 см. И мы все вместе работали и друг за друга – ой, как держались! Отец привил нам несколько простых правил, возможно, сохранивших жизнь и судьбу. Не играй на мелок! (то есть в азартные игры, в долг). Раскрывай рот ровно на ширину своих возможностей. Если наболтал, выполни, иначе никто уважать не будет. Взялся за работу – сделай так, чтобы не было стыдно за фамилию. Родители нас многому научили, в том числе и ступеньку прибить. Научившись у матери шить на машинке – ушивал штаны (дудочки) пацанам всего поселка. Как-то я попытался выяснить, где мои сверстники из этого поселка. Почти никого не осталось: умер в тюрьме, спился, отравился алкоголем и т.д. Не вырвались. - У вас какая-то особенная семья была? Может, верующие родители? Что им столько сил давало? - Мораль родителей держалась на семье и принципах «не убий, не укради, почитай, трудись»… Мать, конечно, молилась, как и все матери, но на этом и вся религия, наверное. Все мы безоговорочно уважали родителей. И очень их любили. Было им нелегко – оба рано осиротели. И за кусок хлеба батрачили, голод, холод и унижения переживали. Отец с матерью руками умели делать все, кроме соли и спичек. И мы, их дети, жили в ощущении любви. У нас была защита. Да и сами мы - 4 сестры и 4 брата не позволяли себя обижать. Стояли крепко. Дом был открыт, и мама всегда старалась подкормить наших вечно голодных друзей, для каждого у нее какая-то плюшка находилась – не знаю уж, чего ей это стоило. Никто из моих братьев и сестер не сел, все по-разному состоялись в жизни. Мы действительно и по сей день любим друг друга, у нас очень крепкие отношения. Дружат между собой и внуки и правнуки. Отец с матерью привили нам любовь друг к другу и «родство по крови». - Сильные установки. И опять же – для того, чтобы жить полной осмысленной жизнью, не нужно ждать, чтобы внешний мир стал идеальным… - Да, но не все к этому готовы. В стране дважды сломали жизненный уклад. Сначала в 17 году, потом в 90-е. При этом в обоих случаях логического завершения развития так и не состоялось. Но я могу сказать, что постепенно мы становимся лучше. Я помню, как начинались фестивали: «Обильный край» и фестивали национальной культуры. Недоверие было капитальное. Губернатор вышел с поздравлениями, а ему кричат пьяные сзади: «Концерту давай!». Со сцены государственных театров несся площадный мат. А мастера культуры с мировыми именами закладывали такие кренделя – на потребу публике. Чем круче хамство, тем громче аплодисменты. Слава богу, прошло! Несколько лет назад – я накрепко запомнил эти впечатления – в Тюльгане очередной фестиваль. Там площадка расположена в низине относительно города, и получается как будто амфитеатр. И на праздник пошли люди: нарядные, спокойные, с детьми. Помню, как на очередной юбилей города приехал Дима Маликов - толпа калечила и давила зрителей. Омоновца ударили в висок бутылкой из-под шампанского, когда он наклонился, чтобы вытащить из этого месива ребенка. Мусора было по колено. Но сравните с этим годом: чистота и много-много детей, ни одного пьяного. Это показатель очень серьезный, когда участвуют дети – значит, безопасно. Это стоило колоссальных усилий государству, власти на местах, работникам культуры, всему сообществу. Вот теперь мы можем говорить о культуре. - Какие проекты, на ваш взгляд, для области наиболее значимы? - Думаю, они все важны. Не значимых проектов в Культуре не бывает – показатель – зрители. Посмотрите, ведь каждый проект собирает свою аудиторию. Очень тяжело начинался фестиваль «Восток-Запад». Не будь этого государственно-частного партнерства, он вообще не состоялся бы. Но ведь сегодня это высокий международный уровень! На открытие-закрытие не достанешь билет. Благодаря Фестивалю, возвращается любовь к кино, возрождаются брошенные кинотеатры. Фестиваль «Гостиный двор» - вообще явление особого порядка: смешение территорий, театральных школ, стилей, он непременно собирает аншлаги. «Обильный край, благословенный!» - 70 тыс. участников, 5 тыс. коллективов – он начинается в селе, развивается в районе и завершается в областном центре. Фестиваль казачьей культуры «Оренбург – Форпост России» - собирает казаков всей России. Джазовый фестиваль - своя аудитория, аншлаги. Рождаются новые проекты: Сезоны Дениса Мацуева вылились в новый уникальный губернаторский проект - «Рояльное движение», единственное в России. Что такое рояль в клубе или детской школе искусств – это качество преподавания, возможность пригласить больших музыкантов, это статус. Библиотека «На траве» и десятки других. А начиналось все – страшно вспомнить. Ломанные-переломанные инструменты, на костюмах не видно орнамента от старости и грязи. Создавали мастерские, разрабатывали дизайн, шелкокомбинат поставлял бракованные ткани по дешевке, кроили, вырезали, вышивали. Сегодня все шагнуло далеко вперед, от сцены глаз не оторвать. - Как вы считаете, интернет способствует развитию культуры или препятствует? - Главное, что дает культура – это гуманизация. Есть статистика, что дети, посещающие художественные школы, становятся нарушителями в 0,07% случаев. То, что впитано на занятиях по рисованию, музыке, в студиях танца – остается с нами навсегда. Я не вижу этого зерна в интернете. Но это не отменяет того, что там сосредоточено огромное количество ценной информации. Важно направить юного пользователя на получение общекультурных знаний, получение знаний, заглянуть в мировые сокровищницы, ну и само собой и «Стрелялки» и интеллектуальные игры. Помню, как был потрясен Морис Дрюон (создатель серии романов «Проклятые короли»), когда я ему при встрече в Оренбурге сказал, что в Институте ходили его книги из этой серии «на ночь». Он долго не мог понять – как 400страниц можно прочитать за ночь? Очень расчувствовался. Зарубежной литературы не хватало, и мы наслаждались тем, что удалось достать. Считалось «комильфо», если ты не читал Хемигуэя, О’Генри, Достоевского, Гоголя… Сейчас такого азарта при безграничном уровне доступа, конечно, нет. Россияне, мягко выражаясь, сильно подвержены ажиотажу, массовой эйфории. Горбачев говорит без бумажки – вождь! Мавроди – все в МММ – заработаем деньги для вас! Появился интернет – висим в нем до истощения, до сумасшествия. Нет у нас векового опыта защиты, анализа происходящего и собственных решений, подстраховки. Уверен, что потихоньку начинаем понимать вред и пользу Интернета и других новых достижений прогресса, научимся «дозировать» и использовать с большей пользой.

Тонкие настройки Виктора Ренева
© ProOren