Войти в почту

Новая сцена Театра музыки и поэзии открывается историей чистой любви

До официального открытия Новой сцены в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, аналогов которому нет больше не только в России, но и в мире, остались считаные дни. Камерный театр расширяет зрительскую аудиторию с помощью нового пространства и, разумеется, премьер. Уже сегодня на Новой сцене идут генеральные прогоны спектакля «Русская тетрадь, или Приходите в понедельник» в постановке режиссера Кирилла Вытоптова. Именно этой постановкой по камерно-вокальным циклам одного из самых талантливых советских композиторов Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» и «Вечерок» откроется долгожданная сцена на Большой Пироговской. Но сначала спектакль покажут в Театре имени Евгения Вахтангова. Музыкальная история о несостоявшейся любви молодого человека и деревенской девушки настолько искренняя, трепетная, настоящая и глубокая, что смотришь и слушаешь, не замечая времени. Гаврилин сочинил «Русскую тетрадь», будучи потрясенным смертью 17-летнего ленинградца: умный, красивый, хороший парень умер от рака. Композитор представил, что у этого юноши, воспитанника интерната, была девушка, которая его ждала и мечтала о свадьбе, о долгой и счастливой жизни. Об этом Валерий Александрович рассказывал в интервью. Спектакль, состоящий из народных песен (Гаврилин был лучшим в стране знатоком фольклорной музыки), рассказывает о жизни красивых, чистых, романтически настроенных людей, на долю которых выпали нелегкие испытания. Музыка здесь воспринимается как поэзия, а поэзия — как музыка. И хорошо, что нет слов, иначе могла бы быть фальшь. К сожалению, слова сегодня обесценились, и мы ими играем на каждом шагу... А музыка и поэзия исключают ложь, если авторы и исполнители талантливы. Режиссер придумал интересный ход, разделив постановку на две части — «женскую» и «мужскую». Как в далеком прошлом, когда мальчики и девочки учились отдельно и не имели возможности вступать в долгие споры и выяснять отношения. Многоголосную аранжировку вокальных партий и переложение для камерного духового состава и гитары сделал Олег Синькин. Премьера приурочена к 80-й годовщине со дня рождения Валерия Гаврилина — автора симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, песен, камерных сочинений и музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Среди наиболее известных — балеты «Анюта» и «Дом у дороги», хоровая симфония «Перезвоны». Композитор ушел из жизни в 1999 году (ему было всего 59), пережив несколько инфарктов. — Наш театр создан в 90-е годы. Давно мечтала о театре музыки и поэзии, но даже не знала, как к этому подступиться. Настолько я скромный человек, и это неправильно, — рассказала «ВМ» основатель и художественный руководитель театра Елена Камбурова. — Однажды на встрече театральной общественности с руководством города меня буквально вытолкнули на сцену. Я вышла и бойко рассказала об идее будущего театра, которая заключалась в сочетании музыки и слова. Неожиданно меня вызвали через день в мэрию и предложили зал на Калининском проспекте на 700 мест. Но я сказала, что хотелось бы создать театр в старинном здании. До тех пор я думала, что это чистой воды авантюра, ведь были только я и мои музыканты. Одна мощная организация, которая работала в том здании на Калининском, стала противиться нашему соседству. В результате нам дали помещение в очень красивом месте — на Большой Пироговской, неподалеку от Новодевичьего монастыря. Там раньше располагался кинотеатр «Спорт». Но, как только я зашла в наше здание, сразу поняла, что место — мое. По словам Елены Камбуровой, изначально она представляла театр не со спектаклями, а с творческими вечерами. Но встреча с режиссером Иваном Поповски вылилась в то, что он поставил на этой сцене музыкально-драматический спектакль «Грезы» по песням Роберта Шумана и Франца Шуберта. — Это и положило начало нашему театру. А сейчас у нас открывается Новая сцена, построенная правительством Москвы, которое нас полностью финансирует, — добавила Елена Антоновна. — В театре немалый коллектив — более 40 человек, и много молодежи. С Новой сценой мы связываем много планов и задумок. Приглашаем в наш театр москвичей и всех гостей любимой столицы. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Римас Туминас, художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова: — Московский театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой — один из моих любимых. Я смотрел все его спектакли. В его здании ремонт, поэтому наш театр с радостью предоставляет свои площадки для показов Театра музыки и поэзии. На нашей сцене проходил фестиваль спектаклей этого театра. Кстати, постановка «Русская тетрадь, или Приходите в понедельник» созвучна моему спектаклю «Онегин» по роману Пушкина. СПРАВКА Елена Камбурова родилась 11 июля 1940 года в Новокузнецке. Окончила Государственное училище циркового искусства (отделение эстрады). Сразу стала популярной среди студенчества. Дружила с Фаиной Раневской и Булатом Окуджавой. Народная артистка России.

Новая сцена Театра музыки и поэзии открывается историей чистой любви
© Вечерняя Москва