Le Figaro (Франция): Российский музей обвиняет Центр Помпиду в экспонировании украденной картины Малевича
В парижском Центре Помпиду открылась грандиозная выставка «Кубизм», на которой представлено беспрецедентное количество работ Пикассо, Брака, Леже и других знаменитых художников 20-го века. Выставка бьет все рекорды по посещаемости, а ее организаторы столкнулись с историей, достойной детективного романа. Российский музей-заповедник «Ростовский кремль» утверждает, что одна из картин была украдена полвека назад. Речь идет о картине Казимира Малевича «Самовар», написанной в Москве в 1913 году и внесенной в каталог Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). 6 ноября во французском журнале об искусстве была опубликована статья о том, что российский музей обвиняет Центр Помпиду в экспонировании похищенной картины Малевича. История этой картины, которая оценевается экспертами в 13-18 миллионов евро, кажется невероятной. MoMA рассказал лишь часть этой истории. Картина, написанная в 1913 году, выставлялась в Санкт-Петербурге, Париже и Москве, а затем была приобретена музеем при управлении народного комиссариата просвещения в 1920 году. В 1922 году она была передана в музей в Ростове. Согласно информации МоМА в1972 году полотно было продано на аукционе Сотбис (Sotheby's) в Лондоне. В 1977 году картина входила в коллекцию израильского бизнесмена Мешулама Риклиса (Meshulam Riklis) и в 1983 году была передана в Музей современного искусства в Нью-Йорке. У этой истории есть, однако много неясностей, например, где находилось полотно между 1922 и 1972 годами? Каким образом ростовский «Самовар» оказался на аукционе Сотбис в Лондоне? Российская сторона выдвинула несколько неподтвержденных гипотез. По словам Андрея Сарабьянова, директора Центра авангарда в Еврейском музее в Москве, объяснения нужно искать в хаосе, царившем в художественных организациях после революции. В начале 1920-х годов сотни произведений русского авангарда были переданы молодым советским правительством в небольшие региональные музеи в рамках политики «демократизации культуры», инициированной Народным комиссаром Анатолием Луначарским и художником Василием Кандинским. «Картина была передана ростовскому музею по указу управления музеев народного комиссариата просвещения в 1922 году», — говорит Сергей Сазонов, заместитель директора музея-заповедника «Ростовский кремль». По мнению Андрея Сарабьянова это направление в искусстве совершенно не нравилось консерваторам. Ситуация еще больше ухудшилась, когда с приходом Сталина к власти в 1924 году, это направление стало считаться «буржуазным» и «контрреволюционным». Следы многих работ теряются в 1940-х и 1950-х годах. По его словам, «полотна Кандинского, Малевича или Шагала могли быть выброшены на помойку или использованы в качестве дров в те темные годы». Другие могли быть украдены. Когда СССР был открыт для иностранных туристов в 1960-х годах «контрабанда художественных ценностей стала широко распространенной». И, по словам Андрея Сарабьянова, это явление приняло тревожные масштабы во время перестройки и после распада СССР в 1991 году. История осложняется еще и тем фактом, что полотно под названием «Самовар», приписываемое Малевичу в течение многих лет была указана в каталоге музея-заповедника «Ростовский кремль». Есть даже фото картины, опубликованное информационными агентствами. Не обязательно быть экспертом, чтобы увидеть сходство между американской картиной и той, что находится в России. Не нужно обладать острым зрением, чтобы заметить, что это разные холсты. И если один из них является копией другого, то он имеет низкое качество. Почти двадцать лет назад в России была проведена экспертиза. «В 1990-1991 годах, в рамках подготовки серии выставок за рубежом, научный исследователь Российского института культурных исследований в Москве Светлана Джафарова сделала вывод, что картина, входящая в каталог музея, как работа Малевича, является подделкой и датируется ее второй половиной двадцатого века. «Экспертиза картины, совместно проведенная Русским музеем Санкт-Петербурга, Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН и Государственным институтом наследия Москвы, подтвердила в 2017 году гипотезу Светланы Джафаровой», — говорит Сергей Сазонов. По словам заместителя директора ростовского музея, присутствие подделки в коллекции означает, что речь идет о краже. По его словам, «подлинник был украден и заменен копией в 1960-х годах, при соучастии некоторых сотрудников музея». Такая вот сложилась ситуация на открытии выставки в Центре Помпиду. С одной стороны, «Самовар» MoMA с вопросами о его происхождении, с другой — Ростов с серьезными сомнениями. Тем не менее, никто из российских собеседников «Фигаро» не смог объяснить, почему история, известная российскому музейному сообществу в течение нескольких лет, всплыла только сегодня. По словам советника министра культуры России Кирилла Рыбака, правительство хорошо знакомо с ситуацией. Он также утверждает, что «МоМА и Центр Помпиду не должны игнорировать этот вопрос». В феврале 1996 года американский журнал «Арт Ньюз» (Art News) упомянул исследования, проведенные в России Светланой Джафаровой в статье под названием «Фейк». В статье, написанной историком искусств Константином Акиньшей, речь идет о предательстве русского авангарда. Сергей Сазонов утверждает, что нью-йоркский музей никогда не связывался с ростовским музеем по поводу «Самовара», что, по его мнению, является «нарушением Кодекса этики Международного совета музеев». Пока никаких официальных действий со стороны России против музеев в Париже и Нью-Йорке предпринято не было. «В настоящее время министерство и Кремль изучают все детали дела», — заявили в Министерстве культуры. Министерство подало «жалобу Генеральному прокурору России», — говорит Сергей Сазонов. Париж ведет себя очень осторожно. «Русские никогда не отправляли в Центр Помпиду никаких уведомлений о «Самоваре», — говорят в Национальном музее современного искусства. «Куратор выставки была не в курсе истории происхождения этой работы», — уверяют в Центре Помпиду. В подписи к картине не указано, что ранее она входила в собрание Ростовского музея, хотя эта информация есть в каталоге MoMA. В Лондоне представители Сотбис хранят гробовое молчание. У аукционного дома, вероятно, есть важная информация, так как именно в его списках картина впервые появилась на западном рынке. Американский музей также отказался от комментариев.