Руководитель ДЮТЦ «Ведогонь» Антон Васильев: «Если возникает непростая ситуация, я полагаю, что это – приключение»
Актер, режиссер, руководитель Детско-юношеского театрального центра «Ведогонь» Зеленограда Антон Васильев: «Если возникает непростая ситуация, я полагаю, что это – приключение, к которому надо относиться с благодарностью. Тем больше будет воспоминаний, опыта, а это и есть творчество». В раю тоже хорошо Вы как относитесь к своим юбилеям? Многие скажут, смотря какая дата – 25, 40, ну и так далее. Антону Борисовичу в середине октября исполнилось пятьдесят. – Как отмечал? – улыбнулся он. – Вообще я очень люблю праздники отмечать с друзьями. Но тут как получилось: в день рождения работал до девяти с ребятами. В четверг и пятницу спектакли были, в субботу труппа «Ведогоня» отправилась на гастроли, вот тогда я и подумал: да, Бог с ним, с юбилеем, это театральное коловращение – самый лучший подарок. Антон Васильев считает себя человеком достаточно мягким, что, по его мнению, подчас ему мешает. Например, в знаковом для театра «Ведогонь» спектакле «Царь Федор» актер играл брутального князя Василия Шуйского. Антон считает, что можно было бы сделать его пожестче, что ли. А вот режиссер посчитал иначе. 18 лет руководит А. Васильев ДЮТЦ «Ведогонь». Признает: «Больше всего терпеть не могу разрешать конфликты, неизбежно возникающие внутри коллектива, причем нередко на пустом месте». То есть, мягковат будет? Пообщавшись с ним, я понял, что это не так. Просто Антону Васильеву жалко тратить время на отрицательные смуты: некогда. Поскольку он занят тем, что реализует свои мечты и планы – детские и взрослые. Одна из самых известных книг писателя-фантаста Сергея Лукьяненко –роман «Черновик». Кто-то, возможно, посмотрел фильм, снятый по этой книге. Там главному герою подфартило открывать двери для некоторых людей в разные миры. У нас не фантастика – жизнь. Тем не менее, Антон Борисович всю жизнь «мотается» по разным мирам, в которых случаются разные истории. Он так и начинает каждый свои рассказик о конкретном событии: мол, тут одна история приключилась. Одна из страниц его жизни – приключения по странам Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. – Слушайте, мы с ребятами проехали на байках по так называемым горным дорогам Шри-Ланки. Такие истории! Мы же попадали в совершенно заповедный мир, оторванный от современной цивилизации. Или другая история: однажды с друзьями Антон оказался на одном из самых изолированных в мире острове Сокотру, принадлежащем Йемену. Как добрались – отдельный экстрим. Но на острове, где, кстати, растет огромное количество растений, более нигде не встречающихся, познакомились с белозубыми людьми, живущими совершенно отдельной жизнью. Очень «добрыми внутри». Рай! Но ведь не просто так А. Васильев колесит по этим далеким странам. В 12 лет он записался в столичный Музей народов Востока и вечером ездил из Зеленограда на электричке на занятия. К ребятам приходили только что вернувшиеся из экспедиций ученые, показывали экспонаты. В закрытом СССР. Как мечтал Антон тогда попасть в эти бог знает где расположенные уголки Земли. Вот теперь и заглянул – он не хочет мечты просто так хранить в себе, как в холодильнике… Не путать Шуйского с директором А как же театр? Нет, эти мечты воплотились в реальность не сразу, потому что Антон долго раздумывал над будущей профессией – и психологом хотел стать, и археологом. Семья переехала из Москвы в Зеленоград, когда малышу исполнился год. Он отлично помнит: в детстве был крайне общительным. Например, когда родители поехали с 3-летним пацаном в палаточный лагерь в Бердянск, ребенок встал утром и ушел, найдя другой лагерь, перезнакомился с взрослыми. Его накормили и отвели к переволновавшимся родителям. Маленький экстрим, верно? В 6 лет семья переехала в новый дом, и мальчонка пошел знакомиться с соседями по всем этажам. Шебутной был очень паренек, в первом классе дрался, правда, быстро надоело, а вот в школьных спектаклях участвовал с удовольствием. Это был уже другой мир, отличный от стандартного. Когда учился в 853-й школе, получил в школьной постановке «Капитанской дочки» роль Швабрина. Но серьезно задумался о театральном поприще в 10 классе 718-й школы. В1985 году там организовали студию только окончившие Высшее театральное училище им. Щепкина Павел Курочкин – ныне многолетний художественный руководитель театра «Ведогонь» и его сокурсники, распределившиеся в Зеленоград. Театр? Сначала Антон ушел в армию, отслужив два года в погранвойсках в раскаленной Туркмении, а в 93-м поступил на режиссерский факультет Института культуры. Через шесть лет 30-летнего выпускника П. Курочкин оставил руководить детско-юношеским театральным центром. – Но вы, с одной стороны, Василий Шуйский в «Царе Федоре». Или Порфирий Петрович в постановке «Какой уж тут Миколка!» по «Преступлению и наказанию». Или Макс в «Легких людях», всего более 25 ролей. А с другой стороны, штатное расписание, непростая работа с детьми, хозяйственные проблемы. – Да, и одно для меня дополняет другое. Я и сейчас продолжаю учиться, наблюдая, как устроен производственный и творческий процесс в театре. Я понимаю, как строить театр в нашем центре. Конечно, за две недели до премьеры и несколько первых спектаклей новый персонаж сильно давит. И я не поставлю в это время выпуск спектакля в детском центре. Пахать будешь? Дети в театральном центре – совсем другой мир. Здесь уже сам Антон в каком-то смысле стоит у ворот нового мира для ребят: он один из тех, кто выпускает их в этот новый мир. Очень непросто, соглашается, ребята нынче совсем другие. Конечно, они декларируют – мол, мы пришли учиться. На самом деле, для многих это – быстрый путь к славе. Они реально не понимают, что для этого надо. – Треть отсева новой группы – это нормально, – уточняет Антон Борисович. – Пахать надо? Спектакль еще не будем играть? Костюмы померяем года через два? У-у, а я-то думал. Увы, у них резко упала работоспособность, а дома мало кто занимается. Компьютер открыл – и все готово. Очень рассеянное у них внимание, им трудно концентрироваться. Знаете, в этом году у меня мальчишка поступил в Щепкинское училище – так его я с компьютером не видел. Ну вот, 50 лет Антону Васильеву. Что мы видим: маленькие, подчас экстремальные истории в разных мирах, не нравится, называйте иначе–в ипостасях. То есть, выходит, небольшие истории сложились в правильно выбранную жизнь. Очередной виток – значит, будут еще истории, и это хорошо. Это правильный экстрим. Владимир Ратманский