…и "нахимичил" оперу
Начало жизни Бородина во многом определило его незаконное происхождение. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Степановича Гедианова от его молодой содержанки Авдотьи Антоновой. Записали мальчика сыном крепостной пары слуг князя – русских крестьян Бородиных, и до восьми лет он состоял крепостным собственного отца. При этом жил в его доме как у Христа за пазухой и получил прекрасное по тем временам домашнее образование, легшее впоследствии в основу научной деятельности Александра Порфирьевича. Между прочим, химией он увлекся в возрасте 10 лет. Но музыку начал сочинять несколько ранее. Наверное, потому, что музыкальное образование было едва ли не основой домашнего воспитания. Известно, что в 9-летнем возрасте Бородин написал первую в своей жизни композицию – польку "Helen". Александр Порфирьевич Бородин в 14-летнем возрасте. С портрета, написанного Деньером в 1848 году. Фото: Википедия. Перед смертью князь дал сыну вольную и подарил петербургский четырехэтажный дом ему и его матери. Но в этом доме ребенок жил… на правах племянника собственной матери. Ее выдали замуж за военного врача Клейнеке, а ребенка представляли племянником, чтобы не признавать его незаконнорожденным сыном – это считалось "от людей стыдно", хотя и было в дворянских семьях весьма распространенным. В дальнейшем Александру Бородину придется скрывать еще многое. Главным образом – музыкальное творчество от своего естественно-научного окружения. Вероятно, род занятий отчима тоже сказался на становлении личности Бородина. Но взрослеющий одаренный мальчик должен был продолжать образование, а его смутный социальный статус препятствовал поступлению в учебные заведения. Мать и отчим с помощью чиновников Тверской казённой палаты записали Бородина в сословие новоторжских (города Торжок) купцов третьей гильдии. Теперь Бородин имел право поступить в гимназию и вуз, которым не преминул воспользоваться. Летом 1850 года Александр Бородин с отличием закончил Первую Санкт-Петербургскую гимназию, а уже в сентябре поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию. Это учебное заведение он окончил в декабре 1856 года, успешно пройдя стажировку за рубежом, в немецкой научной Мекке – Гейдельбергском университете. Научным руководителем Бородина в Медико-хирургической академии был знаменитый русский химик Николай Николаевич Зинин – академик Петербургской академии наук, первый президент Русского химического общества. Во время учебы юноша иногда позволял себе разрядку для души, сочиняя романсы, пьесы для фортепиано и прочее. Об этом стало известно Зинину, и тот подобные "безделки" не одобрил. История сохранила два взаимоисключающих совета, данные Бородину одинаково авторитетными в разных сферах персонами. Академик Николай Зинин. Фото: Википедия "Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды"" – требовал от своего студента Николай Зинин. Окончив вуз, Бородин продолжал заниматься химией под его руководством. А музыкальное сочинительство стал таить не только от наставника, но и от коллег. От греха. А тезка выдающегося химика, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, столь же настоятельно предлагал Бородину: "Займитесь уже музыкой". Вся жизнь Александра Порфирьевича прошла под знаком борьбы двух начал, в которых он был равно одарен. Химическая карьера его складывалась вполне успешно. 25 лет от роду он получил степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему токсикологии (рассматривал фосфорную и мышьяковую кислоты). Написал один из первых отечественных трудов по бальнеологии, проанализировав минеральные воды города Солигалича, с которым стал не просто известен, но и уважаем в медицинских кругах. Дружил с великим химиком Дмитрием Менделеевым, вместе с ним ездил по Европе. Создал более 40 работ по химии. Открыл так называемую реакцию Бородина — Хунсдикера (способ воздействия бромом на серебряные соли кислот) и совершил еще ряд химических открытий. Основатели Русского химического общества. 1868 год. Бородин – стоит, пятый слева. Фото: Википедия. Совместно с Зининым Бородин в 1868 году учредил Русское химическое общество, а с Иваном Михайловичем Сеченовым - Высшие женские курсы. Также был одним из организаторов Женских врачебных курсов, где сам и преподавал с 1872 до 1885 года, когда курсы были ликвидированы. Рос в званиях: ординарный профессор, руководитель химической лаборатории, академик Медико-хирургической академии. С 1883 года стал почётным членом Общества русских врачей. При этом всю жизнь испытывал материальные трудности. Чтобы содержать семью, много преподавал и занимался переводами. Александр Бородин и его жена. Фото: kopilkaurokov.ru Именем Александра Бородина назван Малый актовый зал Российского Химико-технологического университета имени Менделеева. Студенческие товарищи снова оказались рядом. И вся эта активная и деятельная научная жизнь результативно сочеталась, как ни удивительно, с музыкальным творчеством. Феномен Александра Бородина поражает людей до сих пор. Сегодня, в день 185-летия научного и культурного деятеля, портал "Гугл" подарил ему дудл, сочетающий колбы, реторты и половецкие пляски. Наверное, главное для мировой культуры, что "нахимичил" Бородин – великая опера "Князь Игорь". Он писал ее почти двадцать лет – и умер от сердечного приступа, так и не закончив. После ухода автора оперу дописали по его материалам Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. "Князя Игоря" назовут образцом национального героического эпоса в музыке. Сцена из оперы "Князь Игорь" в Астраханском государственном театре оперы и балета. Фото: 2do2go.ru В 1862 году, вернувшись из иностранной стажировки (где, разумеется, посещал оперу и концерты, привычно утаивая это от окружения), Александр Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок. Впоследствии это любительское объединение музыкантов и композиторов получит почтительное название "Могучей кучки". Составили круг действительно могучие имена: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюи – и Александр Порфирьевич Бородин. В музыке Бородин следовал тропою Михаила Ивановича Глинки, был приверженцем русской национальной школы. Сочетал эпический размах с глубоким лиризмом, обращался к самым героическим страницам российского прошлого, чему свидетельство, например, Вторая ("Богатырская") симфония. В наследии Александра Бородина две симфонии: Первая и Вторая, Первый и Второй квартеты и незаконченный Третий квартет, симфоническая картина "В Средней Азии", использующая мелодии Востока, элегия на стихи А. С. Пушкина "Для берегов отчизны дальней" и несколько романсов. На музыку Бородина (на мелодию из второй части Струнного квинтета) уже без его участия, в XX веке для создания положили стихи Феодосия Савинова "Вижу чудное приволье". Песня стала одним из музыкальных символов России. Портрет А.П. Бородина работы И.Е. Репина: readnomore.wordpress.c om Творчество Бородина оказало влияние на таких прославленных русских композиторов ХХ века, как Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян. Кстати, малоизвестный, но любопытный факт: правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была женой знаменитого дрессировщика Юрия Владимировича Дурова и матерью не менее известной дрессировщицы Натальи Дуровой. Еще один весомый вклад в российскую культуру связан с именем Бородина, хоть и не напрямую, а все-таки символично.