Войти в почту

Здесь процветал авангардизм. Петербургские адреса Казимира Малевича

15 ноября в Русском музее в Петербурге открывается выставка «Неожиданный Малевич». В рамках экспозиции будут представлены рисунки художника – важнейшая часть наследия мастера. Именно в рисунках Малевич впервые сформировал идеи, которые впоследствии воплотились в его творчестве. Эти работы были переданы в дар Русскому музею из архива Лепорской-Суетина, учеников художника. SPB.AIF.RU рассказывает об адресах Казимира Малевича в Петербурге: здесь он жил, работал и занимался творчеством. Художественное бюро Н.Е. Добычиной - Марсово поле, 7 Учреждение для посредничества между художниками и публикой по сбыту картин и исполнению художественных заказов было открыто осенью 1911-го Надеждой Добычиной (1884-1950) – первой российской профессиональной галерейщицей. С ноября 1914-го оно располагалось в Доме Адамини на углу набережной Мойки и Марсова поля. В декабре 1915-го здесь открылась «Последняя футуристическая выставка картин 0,10», на которой был впервые представлен «Черный квадрат» Малевича. «Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму. Картины вывешивались в ночь перед открытием лично Малевичем, чтобы никто раньше времени их не увидел. За несколько часов до вернисажа он написал от руки несколько плакатов с надписью «супрематизм живописи» для неподготовленной публики. Выставка вызвала широкий общественный резонанс и, в основном, негативную реакцию в художественных кругах. Особенно возмутило многих то, что «Черный квадрат» был символически и провокационно помещен Малевичем в «красном» углу помещения, где обычно висят иконы. Государственный Русский музей – Инженерная ул., 4 В 1932-33-м Малевич был руководителем Экспериментальной лаборатории при Русском музее. Его произведения вошли в экспозицию музея «Искусство эпохи империализма». В 1935-м здесь прошла Первая выставка ленинградских художников, ставшая последней прижизненной выставкой произведений Малевича. Был, в частности, представлен знаменитый «Автопортрет» в образе мастера времен Ренессанса). С 16 ноября в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея можно будет посетить уникальную выставку «Неожиданный Малевич», на которой широкому зрителю впервые будут представлены рисунки Малевича из архива Анны Лепорской, подаренного Русскому музею. Императорское общество поощрения художеств – Большая Морская ул., 38 В марте 1915-го в залах Общества поощрения художеств была проведена «Первая футуристическая выставка «Трамвай В», организованная «левыми» художниками во главе с Малевичем. Были представлены также работы Владимира Татлина, Ивана Пуни, Ольги Розановой и др. 16-18 мая 1935-го в Ленинградском отделении Союза советских художников (ЛОССХ) состоялось прощание с художником. К супрематическому гробу, созданному по эскизам самого Малевича, приходили сотни людей. В почетном карауле стояли ученики и последователи художника Анна Лепорская, Николай Суетин, Иван Клюн и Константин Рождественский. Свои стихи, посвященные покойному, прочитал Даниил Хармс. 18 мая траурная процессия прошла по Невскому проспекту к Московскому вокзалу. Гроб стоял на грузовой машине, расписанной Суетиным в супрематическом стиле в красном, белом и зеленом цветах. На бампере был прикреплен «Черный квадрат». Он же был нарисован и на вагоне, в котором тело Малевича отправилось в Москву... Дом Мятлевых (Музей (Институт) художественной культуры) – Почтамтская ул., 2 В конце 1922-го Малевич с группой учеников переехал из Витебска в Петроград. Первое время художник жил в доме на Васильевском острове. В августе 1923-го он был назначен директором Музея художественной культуры (МХК), впоследствии преобразованного в Институт художественной культуры (ИНХУК, ГИНХУК). Институт занимался изучением новейших течений в искусстве с целью выработки «универсальной художественной методологии». Его сотрудниками были Павел Филонов, Николай Пунин, Михаил Матюшин, Владимир Татлин и др. Малевич не только работал, но и жил здесь, получив служебную четырехкомнатную квартиру на третьем этаже. Увы, через три года он был отстранен от занимаемой должности, а месяц спустя, в декабре 1926-го, был закрыт и ГИНХУК. Впрочем, закрепленную за ним квартиру Малевич занимал до самой смерти 15 мая 1935-го. Сейчас на доме установлена мемориальная доска. Государственный институт истории искусств – Исаакиевская площадь, 5 После закрытия ГИНХУКа Малевич проводил свои семинары в располагавшемся по соседству ГИИИ. В стенах института в феврале 1928-го прошла выставка Малевича, посвященная архитектонам – супрематическим архитектурным моделям. Создавая концепцию архитектонов, Малевич представлял, что в будущем они станут основой для обитаемых космических станций... В 1927-29-м Малевич возглавлял один из отделов ГИИИ. В 1931-м институт как самостоятельная организация был ликвидирован. Однако после многочисленных преобразований и смен вывесок в 1992-м он был возрожден как Российский институт истории искусств. Союз Молодежи - Замятин переулок, 3 Здесь располагалась мастерская и проходили собрания «Союза молодежи» - первого петербургского общества художников-экспериментаторов и новаторов и первого столичного творческого объединения русского авангарда. Оно было основано в ноябре 1909-го по инициативе Михаила Матюшина и Елены Гуро. В выставках «Союза» Малевич принимал участие с 1911-го, а в 1913-м стал членом объединения. Номинально «Союз» просуществовал до 1914-го. Ул. Декабристов, 35 - 39 На том месте, где сейчас располагается концертный зал Мариинского театра, находилось самое популярное в предреволюционном Петербурге увеселительное место – Демидов сад с Луна-парком, варьете, ресторанами и т.д. В декабре 1913-го в здании театра «Летний фарс» в Луна-парке состоялась премьера футуристической оперы Алексея Крученых и Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в оформлении Малевича. «Заумь» Крученых, диссонантность Матюшина, супрематизм Малевича – все это вместе и по отдельности шокировало публику. По словам Матюшина, «в день первого спектакля в зрительном зале все время стоял страшный скандал». Ныне опера считается одним из высших достижений авангарда. Кроме того, легендарный «Черный квадрат» впервые появился именно в декорациях к «Победе над Солнцем» как символ победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы – черный квадрат вместо солнечного круга. Дом М.В. Матюшина – ул. Профессора Попова, 10 В 1910 – 20-е годы дом одного из наиболее влиятельных деятелей русского авангарда Михаила Матюшина (1861-1934) был своеобразной штаб-квартирой футуристов. Именно Матюшин пригласил Малевича в художественное объединение «Союз молодежи». Художник очень часто бывал в этом доме, и сейчас в расположенном здесь Музее петербургского авангарда можно увидеть немало экспонатов, связанных с жизнью и творчеством как самого Малевича, так и его учеников. Выставка «Неожиданный Малевич» организована при поддержке БФ «Система».