Театр с особенностями. Почему людям с инвалидностью и без нужно быть вместе
В Новосибирске есть необычный театр, в труппе которого — актеры на колясках, с ДЦП, аутизмом, ментальными особенностями, диабетом и генетическими заболеваниями. Руководитель Ольга Стволова пригласила корреспондентов ТАСС на репетицию труппы, которым мы воспользовались и узнали историю создания студии "Особенный ТИП", "послушали" песню на языке жестов и поняли, что понятие "ограниченные возможности" — неправда. Театр без сцены и гримерки Улицы центра города скользкие: для Новосибирска снег в конце осени — типичное явление. Иду, балансируя, чтобы не упасть, и невольно думаю: а как добираются сюда на репетиции ребята с ограничениями по здоровью? Прохожу в арку жилого дома и попадаю в совершенно неприметный, но гостеприимный центр социального обслуживания населения. Именно здесь, в просторном коридоре, мастеря из стульев нехитрый реквизит, актеры инклюзивного театра готовят премьеру — спектакль по творчеству Уильяма Шекспира с замысловатым названием "Shakespeareия". В фойе нас встречает красивая блондинка — Ольга Стволова. Мы садимся в стороне от труппы, участникам которой от 14 до 62 лет. Все живо что-то обсуждают, периодически слышится смех, так что Ольге даже приходится просить всех вести себя потише, ведь если на труппу пожалуются сотрудники центра, то недолго лишиться площадки для репетиций. От ангела с усами к Шекспиру Ольга Стволова — известная в Новосибирске общественница — с детства передвигается на коляске. Она не только занимается театральной деятельностью, но и борется за доступность города для инвалидов, организует конкурсы красоты для особенных девушек, проводит фотовыставки, тренинги и занятия для людей как с инвалидностью, так и без нее. "Когда я начала вести активный образ жизни, я поняла, что мы боимся друг друга — люди с инвалидностью и без. Общество сейчас очень резко разделено, это происходит потому, что мы — люди с инвалидностью и без — друг друга не видим. Нам нужно учиться взаимодействовать", — рассказывает Ольга. В 2015 году любовь Ольги к театру и желание научить людей не бояться друг друга обернулось идеей создать театральную студию, в которой не было бы ограничений ни по здоровью, ни по возрасту, ни по иным основаниям. Она искала людей, которые могли бы помочь создать студию и ставить спектакли. Именно так она нашла поддержку у Галины Пьяновой, режиссера новосибирского театра "Старый дом". В апреле 2015 года прошел первый кастинг, на который пришли около 40 человек. Взяли не всех: к дебютному спектаклю "Ангел с усами”, поставленному по пьесе итальянского режиссера Тонино Гуэрро, в труппе было девять членов студии, а также актер театра "Старый дом” Андрей Соловьев. Тот спектакль увидели порядка 700 зрителей, показан он был четыре раза. Затем было еще три спектакля: "Моя сказка" под режиссурой Яны Сигиды, основанный на реальных историях участников студии; в декабре 2017 года при поддержке министерства культуры РФ в театре выпустили спектакль "Пир” — некий симбиоз древнегреческих мифов и личных историй студийцев, прошлым летом — спектакль-квартирник "Лето” по произведению Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков”. Труппа от спектакля к спектаклю менялась, но в студии "Особенный ТИП" и сейчас есть те, кто пришел на тот самый первый кастинг в 2015 году. Актеры и волонтеры Сейчас студия "Особенный ТИП" готовит уже пятый спектакль, на этот раз — по Шекспиру. В постановке "Shakespeareия" будет занята вся труппа — 16 человек. Кто-то перенес инсульт, у кого-то диабет, генетические заболевания. На репетициях они занимаются сценической речью и речевыми тренингами, "поют" песни на жестовом языке, учат движения к танцам. Есть и артисты без особенностей здоровья — например, переводчик русского жестового языка Анастасия. "Она занимается переводом спектаклей на русский жестовый язык. Причем Анастасия вписана в спектакль, у нее есть свой костюм, своя роль, вне зависимости от того, пришли ли к нам зрители с ограничениями по слуху или нет. Как мне кажется, инклюзивные студии, да и вообще любой театр должны быть готовы к тому, что к ним придет особенный зритель", — рассказывает Ольга. Один из участников труппы — студент Новосибирского авиационного колледжа Игорь Козьмин, который попал в театральную студию благодаря волонтерской деятельности. "После поступления в колледж меня позвали в волонтерство. Я всегда чувствовал, что могу быть полезен, вот и занялся этим делом", — вспоминает он. Чуть больше полугода назад судьба свела его со студией "Особенный ТИП", когда перед кастингом он помог поднять коляски по лестнице на второй этаж новосибирского Дома актера. После Ольга предложила ему тоже поучаствовать в постановке и показать себя, и не ошиблась — Игорь оказался и хорошим помощником, и талантливым актером. "Новички приносят много нового в жизнь студии, все становится более живым и ярким", — считает Катерина Бернаус, которая попала в студию еще в 2015 году, — Сестра у меня — инвалид первой группы, я везде ее сопровождаю, и на кастинг мы пошли вместе — именно она и увидела объявление в социальных сетях. Спустя некоторое время сестра не смогла посещать занятия из-за проблем со слухом, а я стала продолжать". За три года она играла в трех спектаклях, четвертую постановку — "Лето" — пришлось пропустить по состоянию здоровья. Но даже тогда она в стороне не осталась — плела цветочные венки для ребят. Новичок в труппе — Вероника Петренко, ей 18 лет и у нее ДЦП. Об инклюзивном театре Веронике около месяца назад рассказала мама, девушка идеей загорелась, хоть и стала интересоваться театром совсем недавно. "Мне нравятся люди творческих профессий. Они раскрепощены, харизматичны, их сознание очень широкое", — говорит она. Девушка отметила, что после окончания школы хотела бы зарабатывать на жизнь творчеством, но в какой области, пока не определилась — потому что "никогда не считала себя актрисой". Педагоги и площадки Проект развивается не без проблем — на протяжении трех лет студийцы испытывают сложности то с площадками, то с преподавателями: "Найти ребят, желающих заниматься, не сложно. Сложнее найти режиссеров и педагогов, которым не страшно заниматься с детьми с инвалидностью. Проработав три года, я до сих пор сталкиваюсь со страхом". На данный момент самая большая проблема — отсутствие собственной площадки для занятий. Помещение нужно особенное: оборудованное пандусом, с адаптированной уборной, лучше — в центре города, недалеко от остановки общественного транспорта. Недавно Ольга обращалась в мэрию Новосибирска и просила помочь с площадкой, но ответа пока нет. Дальнейшее развитие зависит не только от помещения. Ольге хотелось бы, чтобы со временем ее проект вышел на коммерческий уровень. Не обязательно с большой платой, и уж тем более — высокой рентабельностью. Речь идет скорее о возможности получать деньги, которые можно было бы тратить на оплату труда педагогов, покупку костюмов, развитие студии. "Для инклюзии важно привлекать людей, которые понимают ценность этого проекта и готовы за это платить. С какими-то оговорками, большими скидками, поиском спонсоров. Можно, например, совмещать какую-то волонтерскую деятельность и обучение, заниматься продвижением, вести группы в социальных сетях", — говорит она. Кстати, практика платного обучения в инклюзивных театрах не нова: в Москве есть проект, где актеры с ментальными особенностями получают заработную плату за спектакли. "Это не желание обогатиться, а желание сделать что-то профессиональное. Не всегда ты можешь получить грант, а студии нужно на что-то существовать", — добавляет Ольга. Особенность со знаком "плюс" Инклюзия в театральной студии — это не история о включении людей с ограничениями по здоровью в общество ради доброго дела. Это — труд, который не разделяет людей на особенных и обычных. "Моя цель — создать художественный продукт, который будет ценен зрителю. Социализация и реабилитация здесь — лишь побочный эффект. Здесь существует очень взрослое, строгое отношение к людям, есть требования и нет никаких поблажек на здоровье. В такой ситуации люди стараются держать спину". Она рассказала, как перед мастер-классом с педагогом из Санкт-Петербурга сказала ребятам самостоятельно искать нужный реквизит — однодиодные фонарики. "В нашей стране люди с инвалидностью привыкли, что, когда они ходят в какие-то организации, им все приносят и все дают. И, к сожалению, это потребительное отношение — не редкость. Мне очень важно, чтобы люди делали такие вещи и для себя, и для студии. Мало того, что ты просто приходишь на занятие, — ты должен стараться. Это меняет людей". Совместная работа стирает шаблоны "ограниченных возможностей". Люди, становясь партнерами и делая одно дело, перестают замечать, у кого какая инвалидность. Ольга не исключает, что в какой-то момент человек с инвалидностью может быть сильнее здорового — все зависит от внутреннего стержня и работы над собой. "Когда мы готовили спектакль "Пир", у нас была девушка с ДЦП, у нее есть особенность дыхания, — подчеркивает важную мысль Ольга. — Для того текста, который у нас был, эта особенность была плюсом, она позволяла сделать ее речь очень интересной. Она говорила: "Вы знаете, это благодаря моей особенности". И это было победой инклюзивного театра: вы берете особенность человека, не пытаясь делать вид, что ее нет, и просто делаете так, чтобы эта особенность была важной, значимой, чтобы человек сам думал: "Надо же, эта особенность делает меня таким уникальным". В такие моменты зритель смотрит и восхищается человеком, и эта особенность становится не со знаком минус, а со знаком плюс". Проект создан в рамках программы "Театр+Общество" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Ассоциации деятелей инклюзивных искусств, фонда сохранения исторического наследия и культурных инициатив им. Ю.В. Андропова, фонда поддержки социальных инициатив "Наш выбор". Наталья Покидова