Вместе 50 лет: Пресняковы и другие звезды, дожившие в любви до золотой свадьбы
Владимир и Елена Пресняковы Полвека назад 17-летний Владимир, будучи руководителем ансамбля Свердловской филармонии, искал в коллектив молодую вокалистку — а нашел не только коллегу, но и прекрасную жену Елену. В 1966 году, вскоре после знакомства, пара сыграла свадьбу. Куда Пресняков, к слову, опоздал: пока невеста волновалась в ожидании росписи, Владимир спокойно спал. «А я думал, ты пошутила (по поводу заключения брака — прим. ред.)! Сейчас приеду», — такими словами ответил на телефонный звонок музыкант. Юмор и добрые «шпильки» до сих пор остались в отношениях супругов: Пресняков может шутки ради рассказать жене конец ее любимого детектива или выкрасть из кроссвордов страницу с ответами; а Елена звонит в колокольчик, приглашая мужа за стол. Все 52 года Владимир и Елена не только живут бок о бок, но и работают — женщина до сих пор является бессменной вокалисткой коллектива «Самоцветы». Неразлучность позволила им узнать характеры и привычки друг друга до мелочей: Пресняков — «чистюля до ужаса», а его супруге комфортно в легком беспорядке; Петрович, как называют артиста близкие, в быту молчаливый, Елена — романтична и порой витает в мечтах. Непохожесть характеров не стала для пары преградой — по собственному признанию, голову оторвать друг другу хотелось, но развестись — никогда! Владимир и Елена Пресняковы/Фото: Борис Кудрявов, архив "ЭГ" Инна Чурикова и Глеб Панфилов Инна Михайловна — не только супруга, но и главная муза режиссера Панфилова. Их любовь напоминает историю предыдущих героев: деятели кино познакомились в юности, когда Глеб искал героиню в свою выпускную работу «В огне брода нет». Как-то по телевизору он увидел лицо Чуриковой и понял: это она, она должна сыграть санитарку Таню Теткину. Режиссер разыскивал молодую артистку долго и добился своего, заполучив не только ключевого персонажа ленты, но и верную спутницу жизни. Чурикову можно любить за талант (на ее счету шесть десятков работ, хотя самые глубокие роли она сыграла в фильмах мужа), за материнские качества (супруги воспитали сына Ивана), за статность и красоту. Но Панфилов неизменно отвечает, что любит свою супругу... ни за что: «Ведь любовь, она не основана на конкретных данных, она и есть — ни за что». Инна Михайловна же как-то огорошила публику признанием: «Да, я могла бы уйти от супруга, если бы встретила мужчину достойнее его». Вот только второго такого человека актриса никогда не встречала и уверена — не встретит. В творческой семье царит полное взаимопонимание: говорят, Чурикова и Панфилов без слов понимают друг друга, советуются в рабочих делах и даже не ссорятся: едва поспорив, супруги встречаются глазами и начинают смеяться. Инна Чурикова и Глеб Панфилов Александра Пахмутова и Николай Добронравов Композитора и поэта свела «Лодочка моторная» — детская песенка, которую в 1956 году они написали по просьбе радиостанции. «На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», — улыбается Добронравов. Золотую свадьбу супруги отметили еще в 2006-м году в ресторане, куда прибыл свет российской эстрады — с подарками, пожеланиями и воспоминаниями. О том, как на свадьбе Александры и Николая хлынул дождь (хорошая примета!), о неизменном гостеприимстве супругов, о запрещенных композициях и десятках песен, ставших народно любимыми: «Нежность», «Беловежская пуща», «Трус не играет в хоккей», «Главное, ребята, сердцем не стареть!» Последнее название особенно подходит паре. Они вместе более 60 лет, а по-прежнему называют друг друга «Алечкой» и «Колечкой». Отвечая на вопрос о секретах брака, пожимают плечами, говоря, что его и нет. «Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам», — говорит Александра Николаевна. А Николай Николаевич, рассуждая о браке с любимой, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Александра Пахмутова и Николай Добронравов Жанна Болотова и Николай Губенко Золотую свадьбу актриса и режиссер могли отпраздновать на пару лет раньше: молодые люди начали встречаться еще на первых курсах ВГИКа, но до свадьбы с первого раза дело не дошло. После серьезной размолвки пара распалась, а Болотова выскочила замуж за другого, что называла после большой драмой — ведь согласилась на брак без любви. Благо, Губенко не сдался и вернул девушку, ставшую его любимой женой и любимой артисткой. Знаковые работы — «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Если хочешь быть счастливым», «Запретная зона» — они создали вместе. Вместе и ушли из кинематографа после распада СССР, когда советская актерская школа канула в Лету. Жанна Андреевна, завершив карьеру, всю себя посвятила дому: готовила, убирала, встречала и провожала любимого мужа. Словом, стала домохозяйкой и делала все, чтобы Губенко хотелось поскорее вернуться домой — в их «маленький Советский Союз». Секрет их брака — в абсолютном совпадении взглядов на жизнь. Но не на работу: когда начинается монтаж фильма или работа над спектаклем, ссорятся супруги громко и жарко — как подчеркивают сами, только по делу. А настоящего семейного счастья придется подождать: оно, по словам Жанны Андреевны, начинается после 30 лет совместной жизни. Жанна Болотова и Николай Губенко Владимир Меньшов и Вера Алентова Личное дело Меньшов Владимир«Мы отпраздновали золотую свадьбу. И все 50 лет мы были семьей конфликтной. Потому, что мы очень разные. Говорят: муж и жена одна сатана. Так мы — сатаны разные», — говорила Вера Валентиновна пару лет назад. В юности трения между супругами довели их до критической точки: поженившись и став родителями, Алентова и Меньшов мучились от неустроенности быта и решили проблему радикально — развелись. На четыре года их судьбы разошлись, но чувства оказались сильнее. Характер супругов с годами не смягчился — все та же требовательность к себе и близким, жесткость в работе — но менять и перевоспитывать друг друга они не пытаются. «Любовь никто не отменял, и это, мне кажется, самый главный секрет», — рассуждает актриса. У Владимира Валентиновича есть более конкретные советы, как пронести любовь через года. Во-первых, подкреплять слова и чувства поступками. Во-вторых, заводить семенные традиции, которые будут передаваться младшим поколениям. И в-третьих, делать жизнь любимого человека интересной, удивлять и удивляться самому: «Надо быть живым человеком и чувствовать своего партнера, — уверят режиссер. — Просто свою жену, свою женщину, чувствовать, понимать и знать, что сказать, что подарить, что придумать. Всегда надо делать жизнь интересной. Это одно из важнейших условий сохранения любви». Владимир Меньшов и Вера Алентова