Фрагменты Средневековья: Творчество художника Владимира Катаева

«Канон врачебных наук» считается одной из главных книг в истории медицины, в числе ее переводчиков был средневековый ученый Герард Кремонский. На иллюстрации к этому изданию изображен Ар-Рази — известный алхимик персидского происхождения. Облаченный в оранжевую накидку, он передает сосуд с высоким узким горлышком больному — их фигуры заключены в рамку в виде буквы «А», украшенную орнаментом. Всевозможные сосуды, близкие к древним орнаментам символы и фигуры людей встречаются и на линогравюрах , посвященных наукам, — этим летом мастер показывал их на персональной выставке в Доме художника. — Я родился в глухой деревеньке в Ивановской области, когда переехали ближе к областному центру, начал заниматься у замечательного преподавателя, который, в свою очередь, учился у ученика . Если копать глубже, можно дойти до (смеется). Окончил педагогическое отделение Ивановского художественного училища, после чего некоторое время работал преподавателем. Отделение выбрал потому, что там была более серьезная программа и сохранились традиции старых времен (педагогическое отделение Ивановского училища работает с тридцатых годов прошлого века. — Ред.), — начинает рассказывать Владимир., Выставка, на которой мы встречаемся, называется ХЗМ. По словам мастера, расшифровывается эта странная аббревиатура следующим образом: х — гравюра, з — материал, м — цветная. В экспозицию вошли несколько серий многоцветных линогравюр, над которыми Катаев работал последние два года: — Как правило, каждая серия состоит из пяти листов. В графике, особенно таких размеров, как у меня, чтобы раскрыть тему и воплотить задуманное, легче разбить работу на несколько этапов. Закончив первый лист, я всегда думаю, а вдруг ошибся? Поэтому делаю второй, а затем и третий, и четвертый. Они очень похожи между собой, скорее всего потому, что это поворот, некая раскадровка одного и того же сюжета. Свои «научные» листы Катаев называет простыми и ироничными: та же алхимия, по словам художника, вовсе не наука. В числе прочих он показывает вермиологию, родентологию, карцинологию и орнитологию — люди на работах серии изображены вместе с предметами изу-чения этих наук. Так, героя «Карцинологии» окружают рак со скорпионом, а персонажа «Орнитологии» — птицы, свободные и заключенные в кованые клетки., На сайте иллюстраторов в разделе «О себе» Катаев пишет: «Зимой художник, летом рыбак». Мастерскую Владимир называет обузой, поэтому «сезонную» организует прямо в квартире в Светлом, куда после окончания училища вместе с супругой попал по распределению: — Не все знают, но в Союзе художников и по Калининградской области ходит-бродит много выпускников Ивановского училища, — говорит Владимир, объясняя это, с одной стороны, случайностью, с другой — хорошей традицией. — Один из них — Адольф Шевченко, заслуженный художник, который, как и я, занимался линогравюрой. Сегодня линогравюра — большая редкость. Художники пробуют экспериментировать с ней, но после возвращаются к маслу или акварели. Кто-то может подумать, да это рай, когда нет конкуренции, я же, наоборот, закисаю. Нужно какое-то движение, соревнование. Художник, на мой взгляд, всегда испытывает потребность хоть на полшага обогнать соперника, сделать то, чего не делают другие. Линогравюры Владимира отличают глубокие, насыщенные цвета, которые художник печатает поверх черно-белой работы. Катаев говорит, что эта техника помогает ему добиться нехарактерной для гравюры живописности. В «научных» листах такая живописность отсылает к Средневековью, ощущение которого усиливают тяжелые тома книг с надписями на латыни, пузырьки с микстурами, готические элементы интерьера и сильнее всего — образы людей. Их Катаев печатает по-научному обезличенными, тщательно прорисовывая мышцы и другие части тела и намеренно избегая любых признаков индивидуальности, будь то прическа или пышные формы. При этом фигура — неотъемлемая часть и других цик-лов, вошедших в экспозицию, — «Идентификации», «Сезона вербального загара», «Летящих в интерьере» и «Фрагментарности»., — Поскольку я не рисую с натуры, а что-то придумываю и вспоминаю, во «Фрагментарности» мои воспоминания и выдумки смешиваются и наслаиваются друг на друга, — говорит Катаев, соглашаясь с тем, что на некоторых листах этой серии можно встретить и фрагменты других, и отсылки к литературе. Напоследок Владимир рассказывает о трех правилах, которым следует сам, и которым, по его убеждению, должен следовать каждый художник: — Первое — рисуй то, что никто не рисует. Это невероятно сложно, всегда оказывается, что выбранную тобой тему уже разрабатывали сто, двести, тысячу лет назад. Поэтому очень редко находятся те, кому это удается, и их, как правило, воспринимают в штыки, — Катаев вспоминает выставку Body Worlds Гюнтера фон Хагенса, которая напоминает о Средневековье, — тогда художники принимали участие в работе анатомов, чтобы точнее иллюстрировать процесс. — Второе правило касается манеры и стиля: пиши так, как никто не пишет, изобретай новые композиционные решения, нарушай существующие. И третье правило — делай тем, чем никто не делает., Рекомендуем вам продолжить арт-прогулку и побывать в мастерских других калининградских художников:

Фрагменты Средневековья: Творчество художника Владимира Катаева
© Tvoybro.com

У художницы ;

Видео дня

У художника ;

У Коли и Лины Шаповаловых;

У Виктории Шворень;

У Евгения Печерского;

У Андрея Ренского;

У Ксении Шереметовой-Благовестной;

У Льва Шерстяного;

У«кёнигсбергского »;

У Евгения Машковского;

У Бориса Булгакова.

, Фото: Бока Су