Ещё

Валаамские хроники. Как монахи пользуются чудесами прогресса 

Валаамские хроники. Как монахи пользуются чудесами прогресса
Фото: Мир24
По данным Всемирного банка, доступа к электричеству нет у 13% процентов населения Земли. Это около миллиарда человек. Они живут в той же Центральной, Южной Азии и Африке. Но с каждым годом мест, где нет света, становится все меньше. В России, например, представить себе жизнь без электричества трудно даже в самых отдаленных уголках. Например, на острове Валаам. Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях. Как это получается, узнал корреспондент «МИР 24» .
Валаам — остров на Ладожском озере размером с подмосковный город Долгопрудный. До ближайшего берега 22 километра, до ближайшего населенного пункта 42 километра.
Когда здесь появился монастырь, точно неизвестно. Одни источники упоминают XI век, другие XIV век. Но в любом случае первые монахи искали уединенное место с суровым климатом, чтобы не отвлекаться от молитвы. Вот и выбрали Валаам, до которого даже сегодня по воде нужно идти почти час.
«Провести сюда газ, завезти сюда уголь, получить тепло невозможно из-за нашего островного расположения. Используем энергию земли, энергию воды, энергию воздуха», — сказал эконом Валаамского монастыря, монах Ефрем.
И еще энергию солнца. Солнечные батареи установили недавно для отопления зимних теплиц с овощами. Хотя главную проблему с электричеством здесь решили пять лет назад — проложили по дну озера кабель.
Парадокс, но из-за своей географии Валаам стал в России одним из центров инноваций. Иначе было не выжить. В XIX веке деревянный монастырь превратился в каменный. А в 1863 году здесь появился водопровод в один год со столичным — петербургским. Воду из Ладожского озера через туннель в гранитной скале поднимали на высоту 40 метров. Да и сегодня местные монахи охотно пользуются плодами прогресса: разъезжают на квадроциклах и электромобилях.
Та же картина и в сельском хозяйстве. Например, местная ферма является образцово-показательной.
Или монастырская сыроварня. Производство современное. Пульт управления для выставления нужных параметров, несколько больших емкостей для изготовления продукта. Есть устройства для измельчения сыра: лира и булава. И технологии и оборудование итальянские. Монахи даже специально ездили учиться. У лучших специалистов из этой страны.
Сыров производят несколько сортов. Есть и мягкий, и твердый. Рикотта, качотта, пастораль или монастико, что значит «монастырский», с которым можно экспериментировать.
«Каждые три месяца он меняет вкус. Ни хуже, ни лучше, но другой вкус. Через полгода совершенно другой вкус. А через год — вообще сказка. Он просто отдает влагу, и остается сама суть сыра. Очень вкусная суть», — сказал кладовщик в сыроварне послушник Вячеслав.
Еще в XIX веке на Валааме появился и свой экологический проект — рыбоводческое хозяйство. Монахи выпускали в озеро десятки тысяч мальков — сига и палию.
«Этим тогда вообще никто не занимался. Рыбу просто вылавливали. А монастырь понимал, что когда-то рыба кончится. И если ее не воспроизводить, то в округе рыбы будет мало», — рассказал эконом Валаамского монастыря монах Ефрем.
Ферма на озере работает до сих пор. Правда, и виды рыбы уже другие, и откармливают ее до товарных размеров. Выращивают здесь форель, причем американскую. Она и крупнее, и растет быстрей.
Впрочем, были в истории монастыря и тяжелые времена. В 1940-х годах он опустел. Две сотни русских монахов с Валаама бежали в Финляндию, опасаясь советских репрессий. Купили усадьбу Паппиниеми — Поповский мыс и основали здесь Новый Валаам.
Поминальная молитва произносится на финском языке, но звучат русские имена. Сегодня на Новом Валааме русских монахов нет. Вся братия граждане Финляндии — это примерно 10 человек. По-русски говорит только эконом отец Михаил.
«Монастырь — это такое место, где можно быть ближе к господу Богу. Там хорошие условия для этого», — поделился казначей-эконом Ново-Валаамского монастыря, иеромонах Михаил.
Формально финский Валаам с российским никак не связан, но их объединяет общая история, традиции и реликвии. Например, 20 тысяч старых книг, привезенных из Карелии. Среди них есть уникальные рукописные экземпляры.
Хотя есть и свои особенности. Старый монастырский погреб. Но в дубовых бочках вовсе не кагор, а самый настоящий виски, односолодовый, выдержка от 6 до 12 лет. Правда, само производство на традиционное монастырское не похоже. Аналог самогонного аппарата на фоне плакатов с монахами стоит миллион триста тысяч евро. Чудо современной техники.
«Мы продолжаем греческую историю — производства вина и крепких напитков. Например, на Афоне, и в монастыре на Кипре, производят ракию на продажу», — сказал настоятель Ново-Валаамского монастыря, архимандрит Сергий.
Что касается Валаама российского, то он начал возрождаться в конце 1980-х. А былое величие вернул в нулевых. Сегодня открыт для всех желающих за исключением некоторых скитов. Можно приехать туристом, а можно трудником.
«Я не деньги зарабатывать сюда приехал. У меня конкретная цель есть: ради Божьей матери и спасения своей души», — сказал трудник Евгений.
Кстати, следуя особенным местным традициям, уборку картошки планируют также механизировать. Тяжелый труд — не самоцель.
«Для исторического монашества, да. Они специально шли в такие места, трудные. А в пещеру звать сейчас. Ну, может кто-нибудь и придет, но так сомневаюсь, что у него все в порядке с головой будет», — считает игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий.
А вот сама суть монашества, по мнению игумена Панкратия, с годами и даже веками не меняется.
«Здесь, в обители, монахи возносят молитву за весь мир. И эта молитва действует», — отметил Панкратий.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ
Видео дня. Анна Семенович показала свой карантин
Женский форум 1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео