«Ходячая кровать» в зоопарке Удмуртии и собака как вторые глаза: как пэт-терапия помогает реабилитации инвалидов

Животные помогают людям вернуть интерес к жизни Фразе «Собака - друг человека» не один десяток лет. Для инвалида I группы по зрению пес-поводырь – не просто друг, он еще и его глаза, а также охранник и помощник. О том, как и где воспитывают таких собак, корреспонденту ИА «Удмуртия» рассказал заместитель генерального директора по социальным вопросам Российской школы подготовки собак-проводников общероссийской общественной организации инвалидов Андрей Ивашков, который вместе с коллегами приехал в Ижевск в рамках Вторых международных Парадельфийских игр. Как дрессируют собак-проводников Российской школе подготовки собак-проводников почти 60 лет. За это время там подготовили почти 4,5 тыс. животных. Школа – это целый комплекс зданий и сооружений. Поводырями смогут стать не все щенки. Перед тем, как попасть к на обучение к инструктору, животных тестируют. Поводырей будут воспитывать только из тех, кто не проявляет агрессию даже в сложных ситуациях – ведь инвалид может случайно ударить пса тростью или наступить ему на хвост. Отметим, что в Школе работают всего с четырьмя породами собак. На подготовку щенка уходит в среднем около полугода. «У нас по нормативным документам готовим четыре породы: это лабрадор-ретривер, голден ретривер, немецкая овчарка, восточно-европейская овчарка. Эти породы зарекомендовали себя наиболее подходящими для дальнейшей подготовки в качестве собаки-проводника», - рассказал Андрей Ивашков. Фото: Руслан Нуриахметов © Что умеют псы-поводыри На Вторых международных Парадельфийских играх возможности собак-проводников продемонстрировали инструкторы-методисты Школы со своими подопечными: Екатерина Любарец с немецкой овчаркой Чейси и Анна Мурзенкова с лабрадором. «У нас по программе показательные выступления инструкторов-методистов с собаками-проводниками, то есть мы будем демонстрировать одну из программ дрессировки собак-проводников. Это общий курс дрессировки и специальный курс дрессировки», - пояснил специалист. Помимо обычного набора команд, таких как «Сидеть» или «Лежать», собак-поводырей учат, как обезопасить маршрут слепого человека. Чему в Школе учат человека Собаку-поводыря получают инвалиды I группы по зрению. Для этого необходимо выполнить ряд действий. Сначала нужно в бюро медико-социальной экспертизы, где человеку впишут собаку-проводника в программу реабилитации инвалида как техническое средство реабилитации. После этого обращаются в органы социальной защиты населения или фонд социального страхования, где требуется написать заявление на обеспечение таким животным. Также инвалид заполняет анкету с необходимыми данными. Собранный пакет документов уполномоченный орган отправляет в Школу, где, исходя из полученных данных, начинают готовить собаку. Когда животное заканчивает курс дрессировки, туда же должен приехать инвалид вместе со своим сопровождающим. У него будет примерно две недели на то, чтобы прослушать курс лекций и по его итогам сдать специальный экзамен. За каждым слепым закрепляют индивидуального инструктора-методиста Именно в течение этих двух недель человек и собака знакомятся и привыкают друг к другу. Впрочем, бывает и так, что инвалид уезжает домой один. «У нас бываю такие случаи, что некоторые просто поспешно принимают решения о появлении в своей жизни собаки-проводника, и отказываются еще на стадии обучения от обеспечения собакой-проводником», - уточнил Андрей Ивашков. Новый друг По словам Андрея Ивашкова, большинство слепых, получивших собаку-проводника, говорят о том, что их жизнь полностью меняется. Для инвалидов собака-поводырь – это и помощник, и друг и даже в какой-то мере член семьи. Ведь они оба несут ответственность друг за друга. Иппотерапия для детей и взрослых Если собак на улице мы видим достаточно часто, то шагающая по улице лошадь – целое событие. Однако такое направление реабилитации как иппотерапия набирает все большую популярность. Конные прогулки и возможность просто погладить лошадь позитивно сказываются на ком угодно, – уверена зоотехник зоопарка Удмуртии Юлия Морозова. Юлия Морозова ведет курсы иппотерапии на базе зоопарка Удмуртии около полутора лет. Сейчас у нее занимаются Богдан и Никита. Оба мальчика плохо видят. Одна из их проблем – постоянно напряженные мышцы. Для иппотерапии в зоопарке используют Колдуна – очень спокойного и адекватного коня, которые умеет и катать малышей по манежу, и бегать в санях, и ходить под седлом по лесным тропинкам. «Прежде чем посадить ребенка, лошадь должна быть разогрета, ну и она двигается, чтобы быть в форме. Если лошадка долго стоит и не работает, она может повеселиться, а нам этого не нужно», - рассказывает зоотехник. Фото: Руслан Нуриахметов © Общая проблема для инвалидов по зрению – плохое ориентирование в пространстве. Зная об этом, Юлия Морозова во время занятий все время разговаривает с детьми, чтобы обеспечить им психологический комфорт. Прежде чем ребенок оказывается в седле зоотехник долго разговаривает с мамой и папой, чтобы знать, куда направить основные усилия. «Родители дают максимальную информацию по состоянию ребенка, как с ним нужно общаться, и, уже исходя из этого, какие могут быть у ребенка проблемы. Предположим, какие-то психологические моменты», - поясняет специалист. Мамы Богдана и Никиты говорят, что от каждого занятия их дети получают массу эмоций. Напомним, что в течение пяти дней в Ижевске шли Вторые международные Парадельфийские игры, в рамках которых в столицу Удмуртии приехали почти 1,4 тыс. человек.

«Ходячая кровать» в зоопарке Удмуртии и собака как вторые глаза: как пэт-терапия помогает реабилитации инвалидов
© ИА «Удмуртия»