Как решали вопросы с таможней в 90-е годы лихие петербургские челноки. Истории из жизни

Челночный бизнес (или бизнес "тушканов") как одно из ярких явлений малого бизнеса 90-х годов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, всегда был полон караваном веселых, и не очень, историй. Существовавшие тогда взаимовыгодные отношения челноков с таможенниками с ностальгией вспоминают и те и другие. Времена несколько изменились, как и претерпело изменение само явление челноков. Своими интересными мыслями на этот счёт с нами любезно поделилась героиня многих историй тех самых ярких девяностых. По известным причинам собеседница ivbg.ru решила сохранить анонимность. "Помните это сленговое словечко из девяностых – «челнок»? Помните, скольких мужчин и женщин (преимущественно всё-таки женщин) с расползающимися по швам хозяйственными клетчатыми сумками , которые так и назывались «сумки челнока», мы видели на всех вокзалах и во всех аэропортах страны? Имя им было и вправду – легион. А вспомните сколько таких людей толпилось на границе в Иваногороде? Или многочасовые очереди из "тукшканов" (такое прозвище получили "челноки" в Выборге) на Торфяновке? Одна моя знакомая много лет назад держала довольно пафосный бутик в центре Петербурга – итальянские и французские бренды. За чашечкой кофе она – стильная и яркая блондинка на шпильках – рассказывала, как раз в месяц летала в европейские города, выискивала там самые «аховые» распродажи и волоком тащила столько сумок, сколько могла унести. В Пулково на таможне за определённое «спасибо» на её разнотряпие смотрели сквозь пальцы. Бизнес процветал несколько лет: купленные там вещи (порой, кстати, в секонд-хендах и вовсе небрендовые – да-да – идеально отстиранные и с пришитыми уже в России бирочками «Armani», «D&J» и т.д.) стоили в десятки (!) раз дороже. Это окупало все перелёты и «отступные». За последние годы ситуация, безусловно, изменилась. Челноков стало меньше, маскироваться под приличную публику они стали лучше, да и что говорить – следить за этим делом таможенники стали пристальнее. И всё же челночный бизнес, разумеется, жив. Некоторое время назад на сайте Северо-Западного таможенного управления прочла новость о том, как житель Эстонии пытался провезти 45 килограммов одежды через автомобильный пункт пропуска Ивангород. Таможенникам мужчина пояснил, что одежду (восемь курток, 30 брюк и 10 ветровок) он купил на распродаже в Литве для своего брата в Санкт-Петербурге. На таможне добросердию эстонца не поверили, да и быстро выяснили, что товарищ этот частенько пересекает таможенную границу – возит не только одежду в Россию, но и бензин и сигареты из России. Кингисеппская таможня возбудила административное дело, а суд претензии таможни поддержал, указав в своём решении, что мужчина «не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС». Незадачливый бизнесмен мог, конечно, уплатить штраф и по всем правилам оформить товар на таможне с учётом того, что таможенная стоимость составила около 125 тысяч рублей, но денег для оплаты штрафа не оказалось. Пришлось ему просить наказания в виде конфискации товара. В результате Кингисеппская таможня передала всю одежду в собственность государства. В этой истории меня позабавила одна деталь. На вопрос, почему вся одежда предназначается брату, но размеры у неё разные, эстонец таможенникам пояснил: «Я не уверен в том, какой брату нужен размер, а не подошедшее он кому-нибудь да раздаст». Я, как и кингисеппские таможенники, улыбнулась, и вспомнила две похожие истории, которые случились ещё в начале двухтысячных, когда я работала в таможне. Как-то в аэропорту Пулково задержали женщину с внушительным количеством самой разной одежды – детской и взрослой. Поясняя «собственные нужды», она поведала, что к ней приехала «большая таджикская семья», которой невозможно не помочь. Где-то находчивая дама даже разыскала пару таджиков с детьми и попросила их подтвердить эту душещипательную историю. Вторая же история случилась с мужчиной, который прилетел из Италии в Пулково с десятком свадебных платьев разных размеров. Платья, «естественно», предназначались дочери, которая собиралась выходить замуж. А тут как раз командировка в Италию случилось, такой шанс совместить приятное с полезным. Неувязочку с размерами мужчина объяснил на таможне приблизительно так: во-первых, он, как большинство отцов, понятия не имеет, какой у дочки размер. А во-вторых, дочь выходит замуж не завтра, через несколько месяцев, а за время до свадьбы похудеть или поправиться может запросто. Оказывается, байки челноков за годы сильно не изменились. Мир спасёт доброта. И качественная одежда по доступным ценам."

Как решали вопросы с таможней в 90-е годы лихие петербургские челноки. Истории из жизни
© Ivyborg.ru