Картины Фалька и Кончаловского представят в Ростовском кремле к 135-летию музея

МОСКВА, 23 ноября. /ТАСС/. Выставка "Хвост кометы", где представлены работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других авангардистов, официально открывается в музее-заповеднике "Ростовский кремль" в пятницу. Экспозиция приурочена к 135-летию музея, которое отмечается в этом году, рассказали ТАСС организаторы. "В настоящее время коллекция авангарда музея насчитывает 51 предмет: 28 произведений живописи и 21 - графики, две - скульптуры. Часть предметов была утрачена в период с начала 1930-х по 1960-е годы. Название экспозиция получила в память об одной из таких потерь - полотне Ольги Розановой "Хвост кометы", - сообщили в музее. В таком составе - максимально полном - коллекция авангарда Ростовского кремля представлена впервые. "Важно, что перед экспонированием все работы прошли экспертизу. В первом зале представлены безусловные подлинники", - сказали в пресс-службе. Гости выставки увидят работы мастеров "Бубнового валета" - Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других. Также среди экспонатов - картины Владимира Баранова-Россине и Давида Бурлюка, Любови Поповой, Александры Экстер. "Ценно то, что экспонируются также работы менее известных, незаслуженно забытых художников. В ряде случаев речь идет об открытии новых имен, представлении произведений, еще не попадавших в поле зрения специалистов и публики. К ним относятся натюрморты Федора Захарова и Якова Паина, в которых развиваются принципы, заложенные Давидом Штеренбергом", - отметили в музее. Среди других редких работ - картины Александра Монина, относящиеся к раннему периоду его творчества, а также работы Василия Комардёнкова и Николая Прусакова, кубистические эксперименты Абрама Минчина и Льва Юдина и скульптура Овсея Когана, ранее приписывавшаяся его более известному однофамильцу. "Выставка позволяет рассмотреть феномен русского авангарда не столько "вширь", сколько "вглубь", сосредоточиться не на обобщениях, а на детализации, на конкретных живописных, скульптурных и графических работах, особенностях их образного строя, композиционной структуры, пластического языка", - пояснили в пресс-службе. Зал подделок Во второй части экспозиции представлены подделки. Не так давно стало известно, что "Самовар" Казимира Малевича и "Беспредметная композиция" Любови Поповой, находящиеся в коллекции музея, еще в советское время были заменены подделками. Сейчас оригинал "Самовара" находится в собрании Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA), а "Беспредметная композиция" - в музее современного искусства в Греции. Ростовский кремль надеется вернуть утраченные картины. Ранее замдиректора музея по науке Сергей Сазонов сказал ТАСС, что ведутся переговоры с зарубежными музеями. При этом, отметил он, важно, чтобы произошедшее стало не "пошлым дележом имущества", а поводом для трех музеев сплотиться и подумать о совместных проектах. Также во второй части выставки экспонируются подделки под живопись Александры Экстер, Ильи Машкова и Жоржа Брака, под графику Александры Экстер и Антона Лавинского. "Они демонстрируют такие характерные приемы создания фальшивок, как копирование оригинального произведения, создание произведения "в стиле" художника с помощью комбинирования фрагментов общеизвестных оригиналов", - уточнили в музее. Ростовский кремль был построен во второй половине XVII века недалеко от озера Неро по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, являлся резиденцией митрополита Ростовской епархии. В Ростовском кремле сохранены памятники русской монументальной живописи XVII века - настенные росписи церквей Воскресения, Спаса на Сенях и Иоанна Богослова.