История рода. Где в России больше всего знают о своих предках

Информацию о родах, семейных корнях в определенных регионах, где она наиболее обширна и бережно хранится, объединил проект "Моя история рода", который получил поддержку Фонда президентских грантов и может значительно повысить шансы россиян узнать о своих предках. О том, как и зачем сегодня российские семьи сохраняют родовую культуру, — в материале ТАСС. Адам Сатуев — создатель первого в Чечне частного этнографического музея "Донди-Юрт". Этот музей под открытым небом Адам создал во дворе своего дома в Урус-Мартане. Музей представляет собой реконструкцию чеченского аула с тысячами предметов старины, быта и архитектуры, которые были спасены из разрушенных сел во времена чеченских кампаний. Он называет это место "городом солнца и мира", говорит, что посвятил его своему роду и легендарному предку — Донде. "Имя моего предка, который жил в XVIII веке, однажды спасло мне жизнь. Донда был кузнецом и знаменитым воином своего времени, очень сильный, ростом выше двух метров. Моя мама Зура рассказывала, что, когда после выселения мы возвращались на родину на товарном поезде из Казахстана, я был еще маленький и сильно заболел, был ни живой ни мертвый. Тогда бабушка сказала, что меня нужно назвать именем необыкновенно сильного человека, и домашние стали звать меня как того богатыря — Донда, и я выжил", — вспоминает он. Адам Сатуев из того же тайпа, что и Кадыровы, — Беной, знает 12 поколений своих предков. В годы репрессий они чуть не потеряли свои тептары. "Случилась беда, моего деда Накказа в 1937 году забрали в Сибирь, а там чеченцы не выживали, климат очень тяжелый. Он заболел туберкулезом, не было никаких надежд на выздоровление, и попросил другого чеченца, если тот вернется на родину, найти мою бабушку и передать ей, что бумаги о роде спрятаны под алычой, там их и нашли в 1958 году", — говорит Адам. Дед Адама Сатуева не знал о рождении сына — Супьяна, но чувствовал это сердцем. "Для него это было очень важно, ведь не было ни брата, ни родных, а род должен был продолжиться. Тогда у многих чеченцев было так, потому что постоянно были войны, не по году-два, а по 40−50 лет, люди не успевали жениться, заводить семьи, детей. И дед попросил того чеченца передать бабушке: когда сыну исполнится 15 лет, жените его, передайте карту рода и расскажите, что его предки — чистокровные чеченцы, все они были воинами, защищали родину, пахали землю, собирали урожай и любили жизнь", — отмечает Сатуев. Адам говорит, что всегда старался соответствовать этим качествам. В 14 лет стал лучшим в родном районе по вольной борьбе, в 15 лет — чемпионом республики, в 16 — мастером спорта СССР, в 18 — победил во всесоюзном турнире и был членом сборной СССР. "В армии я выиграл чемпионат Вооруженных сил СССР и попал в ЦСКА. И дела у меня пошли, я стал кормильцем в семье, помог многим родным", — уточняет Сатуев. На месте, где раньше росла семейная алыча, сейчас возвели дома и положили асфальт. "Зато свой "город солнца" я построил на территории, где когда-то стоял особый гусарский полк, и местные называли его военным городком. Главное, что у моего отца родилось трое сыновей, у меня — двое сыновей и у каждого теперь есть когда-то потерянная карта рода", — добавляет он. Анатолий Добрянцев из Якутска — в девятом поколении потомок ямщиков, служивших на Иркутско-Якутском почтовом тракте. Его предки Ефим Петров и Прокопий Филиппов — крестьяне из Ярославской губернии — вместе с представителями еще 33 крестьянских родов были высланы на берега реки Лены в XVIII веке. "Эти русские семьи по одной-две поселили на станциях почтового тракта через каждые 30−40 километров. Просто в свое время адмирал Головин и командор Витус Беринг после Первой Камчатской экспедиции обратились к императору с просьбой — сделать хороший тракт, ведь доехать можно было максимум до Иркутска, а потом никаких ямов (почтовых станций — прим. ТАСС). Первое время на службу приняли местных жителей, но у них другой уклад жизни, были постоянные пропуски и опоздания, тогда в 1770-х годах отправили на якутский участок русских", — сообщает Добрянцев. Сначала крестьяне были против смешанных браков, но русских невест не хватало, их искали за сотни километров. "Часто эти розыски не приносили результатов, тогда якутские князья из богатых родов стали отдавать в жены своих дочерей. У меня, например, прабабушка и прапрапрабабушка — якутки и еще прапрабабушка — эвенкийка, и во внешнем облике это проявилось у многих. А некоторые крестьянские роды совсем "объякутились", — делится он. Русские обучили северные народы выращивать хлеб, картофель, строить деревянные рубленые дома с русской печкой, а якуты в свою очередь научили русских хранить память о предках и выживать в 60-градусные морозы. "Да, почта работала в такие холода, днем и ночью звенел колокольчик. Срочная почта доходила от Иркутска до Якутска за 12 суток по весенней накатанной санной дороге. А после 20 лет службы ямщики фактически были брошены на произвол судьбы Иркутской губернией, в состав которой тогда входила Якутская область. Якутские князья помогали, а один наиболее прогрессивный, Илья Максимович Шадрин, начал ездить в Санкт-Петербург, дарил соболей, ходил на императорские приемы и добился, чтобы ямщики стали государевыми крестьянами, их начали снабжать провиантом, установили прогонную плату", — говорит Добрянцев. Составить родословную ему было не трудно, помогли воспоминания деда и старожилов. "Мы, кстати, носители якутского языка с помесью русских и старославянских слов. Но вот почему-то дома говорим по-якутски, а гуляем и песни поем только на русском. Видимо, душа все-таки русская", — смеется он. Анатолий Добрянцев руководит общественной организацией "Потомки государевых ямщиков", которая проводит экспедиции и реконструкции по старинному почтовому тракту, восстанавливает верстовые столбы и церкви, устраивает фестивали и праздники, которые проводятся, как и 200 лет назад, со старинными песнями и гонками на конных упряжках. "В Москве заинтересовались этой работой. И было бы неплохо исторически воссоздать тракт от Санкт-Петербурга до Охотска, рассказать об истории великих экспедиций Русского географического общества и наших предках — государевых ямщиках", — уточняет он. Дамир Арсланов из башкирского города Ишимбай — член Союза журналистов, вместе со своими родными братьями Иреком, Русланом и Динаром на татарском языке издал книгу "Родной край". В ней рассказано о 400-летней истории башкирских населенных пунктов Каранаево и Яшелтау, а также татарских деревень Янгурча, Гулюмово и хуторов Нижнегулюмово и Ирекле. Этот богатый материал с фотографиями и воспоминаниями односельчан, участников Великой Отечественной войны, с древними шежере собрала их мама — учитель истории Гульшат Валиахметовна Арсланова. "С 1970-х годов она создавала школьный музей села Янгурча. Сама ходила по домам, расспрашивала людей, проводила встречи с аксакалами, память у нее отличная была. Нам хотелось, чтобы все это сохранилось, я начал сканировать материалы, а потом братья сказали: давай книгу сделаем", — рассказывает Арсланов. Свою родословную он знает с XVII века. "Эти знания в нашей семье передаются, как говорится, из уст в уста, а мама еще и записала их. Я знаю и легенды образования родных мест. Одна из них про деревню Янгурча очень красивая, про большую любовь", — вспоминает Арсланов. На Южном Урале старик-башкир разделил свои земли среди девяти сыновей, всем достались плодородные, а восьмому сыну — горная земля, с каменистой почвой, а рядом еще и переселенцы начали строить металлургический завод. "Подался молодой башкир с женой в дальние края в поисках лучшей доли, но в пути случилось несчастье — жена умерла при родах первенца. Он долго горевал, но решил создавать новую семью. Объездил вокруг сотни верст, но ни в одном из чужих башкирских родов ему невесту взять не разрешили. Обычаи были таковы: свои невесты должны были оставаться в своем роду", — рассказывает Арсланов. Наконец он осел в верховьях реки Уршак, здесь было много земли, паслись табуны лошадей, стада овец и коров. "Как раз в это время в краях, где сейчас Ивановская область, начало развиваться текстильное производство, за шерстью приезжали и в башкирские степи. Один из купцов, по национальности мишар (этническая группа татар — прим. ТАСС), со своим караваном, где были и верблюды, бывал здесь каждое лето. Как-то раз он взял с собой дочь, молодой башкир и девушка влюбились друг в друга, а отец дал согласие на брак. Торговые связи стали еще крепче, ежегодно по проторенной дороге приезжали десятки новых переселенцев, строили дома, осваивали целинную землю. Вот так, согласно легенде, в 1600–1630-х годах появилась деревня Янгурча", — говорит Арсланов. Книга "Родной край" вышла в 2013 году, за полтора года до смерти Гульшат Арслановой. "Мама, конечно, была счастлива, остальные, кому мы подарили это издание, — односельчане и выходцы из этих деревень — нас благодарили. А мамин школьный музей работает до сих пор", — отмечает он. Марина Шеина

История рода. Где в России больше всего знают о своих предках
© ТАСС