Случай Хаски как мальчика Банана
В Донецке, в Нижнем, в Москве, во Владивостоке приходилось видеть мне, как тысячи и тысячи подростков поют вместе с ним его сложнейшие, насыщенные парадоксальными и глубокими смыслами тексты. Я видел на его концертах, как подростки растут над собой. Хаски их тащит – от дегенеративных рэперов про «бургер» (знающие поймут, о чём я) и про всякую иную низкопробную тупую всепожирающую дичь – вверх. К сложному миру. Но проблема с Хаски в чём. У него вид какой-то… подозрительный. Не секрет, что наши правоохранители сплошь и рядом – люди специфического культурного багажа. То есть, они без проблем будут слушать шансон про воровскую жизнь, про «мусоров», которых надо «резать» - и ни одни мускул на их мужественных лицах не дрогнет. А этот… кривляется, вид какой-то неформальный, поёт так, что слов не разберёшь. Которые разбираешь – не собираются в единую картинку. «Обезглавить, обоссать и сжечь» - вот о чём это? Наверняка, экстремизм. То ли дело у Шуфика. У Круга. У «Лесоповала» и у «Вороваек». Да хоть у Александра Яковлевича и у Владимира Семёновича – там всё понятно. И вот забавный вопрос. Может ли то, что происходит с Хаски – случиться с Сергеем Шнуровым? С его матом, с его забубённым беспределом, с его песнями про «злую пулю» и про «погоню» - когда хорошего человека догоняют плохие люди в форме? Да никогда. Ни у какого Следственного Комитета, ни у одного прокурора даже рука не поднимется. Шнуров – это почти как Лев Лещенко. Да почему почти – он просто и есть Лев Лещенко. Шнуров – канон. Может ли то, что происходит с Хаски – случится с Васей Вакуленко, он же Баста, он же Ноггано? Да никогда. Несмотря на то, что Баста/Ноггано - это десятки, если не сотни песен про «ментов», про наркоманию, про бандитизм, про оружие, про экстремизм, про «чё ты тычешь мне в морду своей ксивою?» и про «здесь даже солнце не видно» - в смысле, в России. Почему с Васей такого не случится? Потому что Вася похож на опера. Он такой же бритый-деловитый, у него тоже иномарочка, жена-красавица и понятия. Вася – ровный пацанчик. А ровные пацанчики узнают ровных пацанчиков. А у Хаски – не поймёшь, что за понятия. Случай Хаски перемещает нас в пространство фильма «Асса» (реж. Сергей Соловьёв, 1987 год): когда мальчика Бананана – такого же странного и ломкого с серьгой в ухе, поющего неприличные песни Гребенщикова про «мочалок» и «старика Козлодоева», - органы правопорядка воспринимали как очевидное зло; они готовы были уголовника нанять, чтоб он этого Бананана стёр с лица земли. И нанимали. «Бананан» - это молодой Цой, молодой Кинчев, молодой Олег Гаркуша, молодой Вадим Самойлов (а Глеб Самойлов даже и не молодой – он и по сей день такой), молодой Вадим Степанцов, молодой Александр Скляр, молодой Вячеслав Бутусов, молодой Армен Григорян, молодой Майк Науменко, молодой Егор Летов. Перечисляю, а сам думаю: те, что живы из перечисленных – носители вполне себе консервативных ценностей, патриоты Отечества, религиозные люди. Понимал это «дядя милицанер» в фильме «Асса»? Да ни черта он не понимал. Понимает он сейчас? Судя по ситуации вокруг Хаски – ни черта не понимает. Пока они тридцать лет назад боролись с Банананом, пришёл хапуга, циник, негодяй – и всё сожрал, всю страну. Сегодня начали с того же самого. Ровно с того же места. Как и не было этих тридцати позорных лет. Сначала дураки завинтят гайки. Потом шарлатаны их открутят, и начнётся всё по новой. Как же так вышло? Есть многие причины, в том числе, как ни странно, и сугубо музыкальные. Рок-андеграунд (как и рэп-андеграунд) – не стал в России массовой музыкой. Увы, но это так. Массовая музыка у нас – только шансон. Поп-шансон (все, включая Киркорова). Рок-шансон (Шнуров), рэп-шансон (Баста/Ноггано). Вот это пожалуйста, это можно. Всё остальное у нас плохо воспринимают. С трудом. И создают поле конфликта там, где его могло не быть. Могло не быть конфликта между роком и государством. И сегодня может не быть конфликта между рэпом и государством. Но его придумывают. Пока другие, более прошаренные, рубят бабло. (При всём том, что Шнуров и Баста играть умеют что угодно – они и без шансона прожили бы. Но, открою секрет, лучше всего они умеют играть на ожиданиях. То есть, очень часто они поют такие песни, под которые «дядя милицанер» и всякий другой дядя думает: о, это про меня! – а песня на самом деле не про него, а про то, какой он пошлый дурачина, раз его можно так развести: поплясать и подпеть под два притопа-три прихлопа, которые многомудрые Серёжа и Вася легко поставляют для всех желающих, даже не скрывая, что они занимаются разводом). Другая проблема: навязчивый неадекват части публики. Доставляют раздражения эти комментаторы в соцсетях (не все, но процентов десять – зато навязчивых и крикливых), которые начинают ныть: а мне рэп не нравится, а чего он влез на чужую машину, а чего он так одевается, а чего он вид такой, а чего это за тексты у него такие… Слушай, ты, пользователь. Извини, что я на «ты», ибо заколебал. Давай тебя начнут прессовать, ты начнёшь взывать к помощи общественности, а я приду и скажу: а чего это у тебя за свитер такой? А чего у тебя жена волком смотрит? А чего ты не побрился? Волновать нормального человека должно одно: некие люди в погонах, которые не очень хорошо разбираются как в искусстве вообще, так и в молодёжной субкультуре, начали давить на очень одарённого и, что самое удивительное, совершенно патриотичного, влюблённого в своё Отечество музыканта – что, важно заметить, вообще не характерно для рэп-среды, внутри которой иметь хоть какое-то отношение к патриотизму – западло. И теперь все эти задорные рэп-критики «скреп» и «крымнаша» скажут: ну что, Хаски, как тебе твоя любимая Родина? Нормально она тебе сапогом на лицо наступила? Ощутил её вес, её величие? И тысячи, десятки тысяч, миллионы подростков станут свидетелями этого диалога. Уже стали. В России и так молодёжная политика провалена – с молодыми никто не разговаривает толком, языка их не знает и знать не хочет, - так ещё и один из немногих проводников в лице Хаски хотят вырвать и выкинуть, а то искрит. В мозгах у вас искрит. Идите Наговицына послушайте, успокаивает. Закон и правосудие: В России могут объявить амнистию по случаю 25-летия Конституции