Илья Варламов о Екатеринбурге: «Цирк изуродовали, метро не нужно, башню зря снесли»

Если московский урбанист Илья Варламов приезжает в город, жди от него разгромного поста в блоге. Он осмотрит все лавочки, изучит тротуарную плитку, найдет лишние заборы, неправильные трамваи... Когда мы узнали, что Варламов снова собирается в Екатеринбург — на фестиваль «Слова и музыка свободы» в Ельцин-центре, — решили не дожидаться, пока он напишет, что у нас в городе не так (или так), а позвали его прогуляться и в прямом эфире поговорить о Екатеринбурге. Получилось классно. Видеоверсию интервью смотрите здесь, а ниже — основные тезисы из интервью урбаниста (блогером он себя называть запретил). Мы прошли с ним от Театра драмы по набережной вдоль Городского пруда, потом по Плотинке и немного по улице Горького. Про скользкую набережную Насколько это нормальная ситуация для Екатеринбурга, сказать не могу, но то, что ты идешь по набережной и скользишь, и падаешь, — это плохо, это грустно. Было весьма сомнительное решение делать лестницу из полированного гранита. Есть какой-то феномен, особенно в северных регионах: приезжаешь в какую-нибудь Якутию, и там все входы, все лестницы из полированного блестящего гранита и мрамора. Естественно, зимой невозможно ходить по полированному камню, он превращается не то что в каток, он даже более скользкий, чем лед. И они в Якутии стелют ковры, это прикольная национальная фишка. Здесь тоже можно стелить ковры, но это уже придумали якуты, будет вторично. Екатеринбургу нужно придумать что-то свое, если вы решили набережные делать из полированного гранита. По-хорошему можно бы гранитной крошкой посыпать, но гранит тогда поцарапается. Одни минусы. (После окончания интервью Илья отметил, что кое-где всё-таки тротуары посыпаны гранитной крошкой, и похвалил это.) Про скамейки на набережной Если посмотреть с эстетической точки зрения, есть вопросы. У лавочки должна быть спинка, это просто надо запомнить: делайте всегда лавочки со спинкой. Если мы хотим чтобы человек сидел какое-то продолжительное время, наслаждался и расслабился, мы делаем лавочки со спинкой. Если мы хотим, чтобы человек максимум присел, отдохнул и пошел дальше, мы ему делаем лавочки без спинки. Поэтому здесь логично было бы делать нормальные, удобные лавки со спинками, чтобы можно было расслабиться, сидеть и наслаждаться водой. Очень круто, что есть спуск к воде, потому что редко где это делают. Контакт с водой очень важен для человека. А урны можно было бы сделать как-то поэлегантнее. Про «храм на Драме» С храмом на этом месте есть два момента. Во-первых, с точки зрения архитектуры, если мы отвлечемся от культовых функций этого храма, то идет речь о том, что в городе появится какая-то новая доминанта. Совершенно неважно, что это будет — храм, офисный центр или гостиница. В любом случае появится некое знаковое здание. Тогда речь идет о том, нужна ли здесь эта доминанта, как она впишется в существующий ансамбль, потому что здесь у вас центр с небоскребами. Как она повлияет на пространство и нужна ли она городу. Допустим, понимаем, что именно здесь не хватает яркой доминанты и должно быть что-то построено. Дальше вопрос, нужен ли городу храм. Но здесь я, к сожалению, решать не могу, я не очень знаю ваши реалии. Если екатеринбуржцы очень хотят, чтобы у них появился еще один храм, то, наверное, он имеет право быть. Хотя, подождите, у вас же уже есть здесь храм! (Показывает на Храм на Крови на другом берегу пруда.) Меня эта история может волновать как россиянина, который иногда приезжает в Екатеринбург и очень Екатеринбург любит. С точки зрения архитектуры те проекты, которые я видел, к сожалению, убогие, неуместные и, на мой взгляд, испортят это место и город. Опять же безотносительно религиозных функций этого заведения, а то на меня верующие обижаются часто и хотят подать в суд за оскорбление своих чувств. С точки зрения архитектуры это очень слабо и место не украсит, а наоборот испортит. Поэтому, если вам храм необходим и прямо здесь он должен быть, то, может, пригласим хоть нормального архитектора? Ну и, кстати, я не очень понимаю тягу к строительству новых храмов, к желанию их везде воткнуть, тогда как у нас в России огромное просто наследие религиозной архитектуры, которая находится в ужасном состоянии. Уверен, что и в Свердловской области есть памятники истории, которые никому не нужны, находятся в удручающем состоянии и их никто не ремонтирует. Казалось бы, восстановите те сокровища, которые у вас есть. Про проигрыш в борьбе за «Экспо-2025» Я хотел «Экспо», я понимаю, что это крайне маловероятно, потому что не тот уровень, но, конечно, если бы получилось выиграть «Экспо», это было бы очень круто для города. Сегодня для региональных городов крупные международные события — один из немногих способов круто подтянуть свою инфраструктуру. Не потому что это Россия, везде так происходит. — Почему надо ждать обязательно, когда кто-то приедет к нам, чтобы сделать что-то новое? — Так устроен мир. Смотри, ты худеешь к лету, почему, казалось бы, нельзя худеть постоянно? Человек влюбляется, или у него впереди какое-то мероприятие, и он быстро прическу новую сделал, себя подтянул, брови выщипал и пошел. А почему каждый день нельзя так делать? А потому что одно дело — рутина, другое дело — ты к чему-то готовишься. То же самое и с городом. Понятно, что нужно какие-то элементарные вещи вроде дорог и уборки мусора поддерживать постоянно, но когда к тебе приезжают гости, ты наконец-таки прибираешься, расцветаешь, что-то делаешь. Это хороший повод город улучшить значительно, поэтому «Экспо» было бы классным толчком для развития Екатеринбурга. Но, к сожалению, что-то не срослось. Про новые станции метро С метро очень сложная история. В нескольких городах России оно есть, но эффективно работает только в Москве и Петербурге, потому что там большой пассажиропоток. Метрополитен будет работать эффективно, когда есть, во-первых, большая разветвленная сеть, во-вторых, постоянный большой пассажиропоток. В городах вроде Екатеринбурга реально нет людей. Метро здесь невероятно дорого, очень сложно и не всегда удобно. Что нужно было бы делать и что было бы лучше? За те деньги, что нужны на строительство одной ветки метро, можно сделать разветвленную сеть скоростного трамвая по всему городу, и он был бы гораздо эффективнее и удобнее для жителей. Сейчас у вас колхоз, это не скоростной трамвай. У нормального трамвая должны быть обособленные пути, вы их делаете, покупаете хорошие красивые низкопольные вагоны, и у вас трамвайчики ходят как часы. Когда у тебя нет адского пассажиропотока, как, например, в Москве, трамвай удобнее и быстрее, тебе не нужно спускаться под землю, не нужно там ждать. Это вопрос исключительно экономики. За те деньги, что сейчас тратятся на развитие и поддержание метро, можно в десять раз эффективнее и быстрее развивать трамвай. Не громыхающую коробку, которая у вас сейчас ходит, а нормальный трамвай — как в Париже, в других европейских городах. Метрополитен глубоко убыточен, себестоимость поездки гигантская по сравнению с наземным транспортом. Нет людей, ничего с этим не поделаешь. Надо посмотреть на экономику, сколько город тратит на содержание вашего метрополитена. Узнайте, я не видел цифры, но могу поспорить, что он сто процентов убыточный, и я думаю, там будут такие серьезные цифры. Понятно, что действующую линию надо оставлять, но нет необходимости в наших условиях требовать развития метрополитена. Про снесённую телебашню Я считаю, было большой ошибкой сносить башню. Очень грустная история, потому что башня была одним из символов Екатеринбурга, была довольно яркой доминантой, и это для любого города очень важно — создавать какие-то достопримечательности, точки притяжения, то, благодаря чему этот город узнают извне, ради чего в этот город поедут. Очень хороший пример — арабские страны. Вот у нас принято смеяться: «Посмотрите на этих арабов, они самый высокий небоскреб строят». На самом деле они все делают правильно, тот же самый небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае, думаю, окупился уже раз десять, потому что все его знают, все на него едут посмотреть. Башня сама по себе не была какой-то яркой достопримечательностью, но она могла стать основой для новой достопримечательности. К примеру, РПЦ сделала бы там наверху храм, часовенку, и это был бы самый высокий храм в мире. Это был бы офигенный проект, и Екатеринбург узнали бы во всем мире, он попал бы во все путеводители! Но, к сожалению, эту основу просто взяли и снесли, хотя были все шансы сделать что-то крутое. Про зашитый облицовочной плиткой цирк Вы свой цирк просто изуродовали! По всей стране идет такая тенденция, когда здания различных эпох и стилей уродуют таким вот евроремонтом. Я воспринимаю это как временную консервацию, пока не придут более развитые цивилизации. Это могут быть наши дети, которые будут умнее и ответственнее нас, которые будут ценить историю и культуру России, начнут восстанавливать это все. Это, знаешь, как приходили в храмы большевики и закрашивали фрески краской. С одной стороны, конечно, это варварство и кошмар. С другой — спасибо, что они их закрасили и потом под слоем краски мы эти фрески нашли и начали восстанавливать. Они ж могли их, например, отскоблить, еще как-то испортить! То же самое происходит сейчас. Некоторые из нас не ценят историю и культуру нашей страны, не понимают, зачем она нужна. Они ее просто берут и не уничтожают, они ее скрывают, консервируют. Когда более развитые цивилизации придут на Землю, они приведут цирк в порядок, уберут этот керамогранит, приведут город в нормальный вид и он опять расцветет. Поэтому я бы особо не плакал, нужно с пониманием к этому отнестись. Сейчас период определенного упадка, и чиновники, которые занимаются Екатеринбургом, — те самые варвары, которые пришли в храмы с краской и закрашивают фрески. Про снос дома ради нового зала филармонии Для начала нужно смотреть, кому этот дом принадлежит. У нас история с собственностью — это такой очень тонкий момент, люди ее до конца не ощущают. Они приватизировали или купили квартиры, но не готовы нести ответственность за собственность, не готовы сами свой дом ремонтировать, содержать придомовую территорию. Когда речь идет о том, чтобы за собственностью ухаживать, они перекладывают это на плечи государства. Отношения как у родителей с ребенком. Да, ты человек, но, если мама тебя не покормит, ты умрешь с голоду. Поэтому государство считает, не всегда справедливо, что раз собственники не до конца полноценные, то оно может прийти и эту собственность отнять, снести и построить что-то другое для благих целей. Государство — как родитель, оно знает, что лучше, оно знает, что построить красивую филармонию — лучше, чем жилой дом. Что должно происходить в здоровой системе? Государство, город должен был прийти и сказать: «Мы тут подумали и решили, что здесь будет хорошо построить филармонию, поэтому мы возьмем и выкупим ваши квартиры по цене, которую вы скажете. А если вы не захотите продавать квартиры, значит, мы их не выкупим и вы останетесь здесь». И начинается торг. Есть масса примеров, потрясающая история из Японии, где один фермер отказался продавать свой участок, когда строили аэропорт. И до сих пор там взлетают самолеты, а у чувака там же грядки. В России такие истории, к сожалению, невозможны, потому что у нас нет уважения к частной собственности. Поэтому мне сложно в данной ситуации занять чью-то сторону, я бы договорился с жителями и выкупил у них квартиры, переселил каждого индивидуально, тем более речь идет об одном доме, а не о сносе целого района. Про Екатеринбург в сравнении с другими городами С точки зрения движухи это третий город после Москвы и Питера. В плане того, что происходит здесь, в плане активностей, возможностей что-то делать. Это хорошо видно по тому, как развивается у вас малый бизнес, по каким-то проектам. Ни в одном городе, даже в Москве, нет такого количества клевых сувениров, городского мерча, это прямо круто чувствуется, что здесь есть движуха. Екатеринбург — очень живой город, но с точки зрения городской среды, удобства и комфорта проживания есть города и получше. В Екатеринбурге самая сильная архитектурная школа, все самые крутые архитекторы — из Екатеринбурга. С точки зрения архитектуры Екатеринбург номер один в России, и круто, что сюда приглашают крутых архитекторов. Фостер достраивается (будущая штаб-квартира РМК. — Прим. ред.), Заху Хадид хотите делать (речь о новом зале филармонии. — Прим. ред.), и вообще в городе много крутых объектов. О чём говорили в первый день фестиваля «Слова и музыка свободы» — читайте здесь. После разговорной части прошёл концерт с Дельфином, Сергеем Бобунцом, Васей Обломовым и Кириллом Нечаевым. Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте», где мы публикуем новости и статьи, обсуждаем главные городские события

Илья Варламов о Екатеринбурге: «Цирк изуродовали, метро не нужно, башню зря снесли»
© e1.ru