Войти в почту

В центре повествования, очень умело поставленного режиссёром Галиной Полищук, подросток – Мот (Александр Панин). Как и любого подростка во все времена его не понимают, не обращают внимания на его желания, стремления самые близкие ему люди – его родители. Конечно, конечно, с виду это вполне приличная семья – мама, папа, брат, сестра и дед. Родители работают, дети учатся, дочка даже не на шутку занимается бальными танцами (у девочки талант, да такой, что брат, глядя на её танец, верит в Бога). По вечерам все собираются за столом, едят, угощаются мамиными эклерами, разговаривают…Всё как обычно. И всё обыденно. Но нет в этой семье главного – любви, внимания и уважения к близкому. Возможно, семья и создавалась как-то просто, по принципу "потому что так надо". Кому, зачем? Да и дети в этой семье появлялись тоже по этому же принципу. В один момент семья рушится, ибо дом оказался слабым, пустым, безлюбым. Отец (з.а. России Денис Юченков) уходит к другой – Несекретарше (Юлия Бружайте), мать (Вера Десницкая) приводит в дом Хмыря (Станислав Федорчук), а Мот – бомжиху Лизу, Лизаньку (Татьяна Кузнецова). Что это? Протест против всех? Родителей? Против устоявшегося годами лицемерия? Или это поиск родной души? И первое, и второе, и третье. Развод родителей – предательство с точки зрения, пожалуй, очень многого числа подростков, редко такие события решаются с уважением ко всем членам семьи и детям. Данная семья, увы, не исключение. Но Лиза, Лизанька – человек без определённого места жительства, обитательница московской подземки стала для Мота самым дорогим и близким человеком. Она бессловесна и молчалива, лишь только изредка произносит загадочную фразу – "Ганди молчал по субботам". Фото: Елена Лапина Молчание – день тишины, который должен быть у каждого человека, чтобы подумать, собраться с мыслями, не спешить, не бежать, не навязывать свою точку зрения другим. Мот (настоящее имя подростка Саша, Александр, но называть себя он предпочитает Мотом), его сестра Катя и Лиза – единственные люди, живущее на сцене и в пьесе наполненной вопросами и метаниями жизнью. Все остальные персонажи – понарошечные, кукольные, ненастоящие. Они являются на сцене в виде видеопроекций – новейшие технологии будто бы подтверждают их ненатуральность и сниженный порог эмоциональности. Их всех, с одной стороны, жалко, с другой, многое в их поступках вызывает горечь. Этих людей никто не научил любить, любовь – это труд и роскошь. Дед, прошедший войну, голод, череду лишений и катастроф, никак не может их забыть, доходя до того, что звонит уже умершим своим друзьям-однополчанам. Несчастна и сестра Мота, прелестная девушка, занимающаяся бальными танцами. Катя хрупка и нежна, у неё есть способности, талант, она ранима и переживает распад семьи не хуже брата. Но Катя больна (вероятнее всего, девушку мучает онкология). Она изо всех сил старается жить и быть оптимисткой, но, к сожалению, не очень это выходит. Лиза должна была ехать на престижные соревнования в Аргентину, но не случилось. Да и была ли на самом деле Аргентина? Быть может, Лиза выдумала её сама? Когда-то герой Фёдора Достоевского, Аркадий Свидригайлов, собирался уезжать в Америку, результатом поездки стало самоубийство. Тень одиночества, непринятия и непонимания другого, сквозящая в романах самого петербургского писателя, перешла и в наш век, в современную питерскую драматургию. Катина Аргентина – уход в небытие, а возможно и в рай. Аргентина – страна далёкая, родина танго, цветущая и прекрасная. Быть может, Аргентина придумана, чтобы успокоить родителей? Дескать, уезжает дочка далеко и надолго. Фото: Елена Лапина Все одиноки в этой семье. Одиноки сами родители, породившие детей вне любви и ласке, одинок дед, застрявший в военной молодости на всю оставшуюся жизнь. Одиноки и сами дети – Мот и Лиза, выросшие без родительской любви, но именно они становятся не благодаря, а вопреки людьми любящими и очень многое понимающими. Мот страдает от одиночества в этом безумном мире Апокалипсиса, где все ставят лайки друг другу и делают бесконечные селфи. Всё это "черви, пожирающие всё вокруг", те самые черви, которые сожрали Полония, желавшего выгодной партии для Офелии. Что может быть выгоднее Принца Датского? (Или обучения в Англии? Ведь именно это сулят родители Моту, когда тот решился уйти из дома и обитать в подземном переходе вместе с Лизанькой?). Да, и сам Мот ежедневно и ежечасно ставит лайки тем, кому и не считает на самом деле и ставить, боясь быть отвергнутым, непринятым. Но мальчик способен к рефлексии и сочувствию, поэтому у него есть шанс на возрождение, выход из пепла разрушенной семьи. Мот понимает и принимает горе и боль Лизаньки – потерю ребёнка. 22 года назад она случайно, в толпе, упустила руку сына, тоже Александра. На протяжении более чем двух десятков лет она, сошедшая с ума, блаженная и святая, вглядывается в лица проходящих мимо неё людей. "Мы все прячемся в норке от этого страшного мира, а для Лизаньки весь мир был домом", - говорит Мот. Она не прячется от невзгод, воспринимая жизнь и всех такими, какие они есть, вглядываясь в их лица. "Молчание Жизненный опыт научил меня, что молчание есть часть ученичества человека, посвятившего себя поиску истины. Склонность к преувеличению, к подавлению или искажению истины – вольно или невольно – это естественная человеческая слабость, и молчание необходимо, чтобы преодолеть ее. Немногословный человек редко говорит бездумно; обычно он взвешивает каждое свое слово" (М. Ганди).

Молчание Ганди
© Ревизор.ru