Ближний круг. Почему бизнес в Индии не может отказаться от семейных ценностей

На прошлой неделе один из успешных индийских стартапов Healthifyme.com проводил ежегодную корпоративную конференцию для сотрудников в Бангалоре. Один из его основателей, кстати, недавно рассказывал в Дели о достижениях своего бизнеса Владимиру Путину и Нарендре Моди. Молодые сотрудники, безупречные презентации, новейшие технологии и мировые амбиции — все это характерно для успешного и быстрорастущего стартапа в любой стране. Но есть один уникальный именно для Индии момент — на корпоративной конференции в первом ряду на самых почетных местах в центре сидели пожилые родители руководителя компании, его жена и брат, который консультирует проект. Родители не живут в Бангалоре, и мы не знаем, приехали ли они специально на это мероприятие или просто навещали сына и так совпало, но в любом случае, сложно представить себе аналогичную картину где-то еще. А для Индии это нормально. Стартап HealthifyMe не семейный бизнес, и тем интереснее, как традиции вовлечения семьи в дело сохраняются даже в новейших форматах предпринимательства. Родители пришли поддержать сына, сын гордится своими успехами и успехом своей компании и считает необходимым поделиться этим с семьей. Это и благодарность семье за поддержку, уважение к старшим. Казалось бы, стартапы — полная противоположность семейному бизнесу, так как нацелены на продажу бизнеса. А в Индии с этим возникают проблемы — основатели успешных стартапов не заинтересованы в продаже, так как хотели бы передать дело детям. И совсем другой пример: весной мы ездили к одному из самых известных в Индии ткачей. Ткет на заказ сари, самые изысканные делает по полгода. Заказами обеспечен на два года вперед. Бизнесом это сложно назвать, он настоящий художник. Но это семейное дело, и оно живет уже пять поколений. Спрашиваем его, почему нельзя расшириться, научить сторонних людей, нанять работников. Он говорит: "Они не будут так делать, как я, потому что это не их бизнес, им все равно. И тогда пропадет знаменитое качество наших сари". И здесь тоже — гордость за свою семью, твердое намерение сохранить то уникальное, что она создала. Семейных бизнесов в Индии более 90% от общего количества. От самых крупных промышленных объединений до "кираны" — магазина за углом, в Индии вы можете быть уверены, что практически все они принадлежат семьям и/или семьями управляются. Это еще одно из бесчисленных проявлений противоположностей в Индии. Самые высокие в мире темпы роста экономики сочетаются с вековыми традициями "все в семье" вне зависимости от масштаба компаний. На протяжении последних 20 лет показатели у семейных бизнесов в Индии были лучше, чем у компаний государственного сектора и даже международных компаний. Одна из причин — бизнес в Индии держится на отношениях внутри семьи и между семейными группами. Поэтому для того, чтобы заниматься бизнесом в Индии, нужно представлять себе не только какие семьи владеют крупными компаниями, но и как они связаны между собой: кто на ком женат и так далее. Все это сплетается в прочнейшую паутину, которая держит всю индийскую экономику. 15 из 20 крупнейших бизнес-групп в Индии принадлежат семьям. Многие из семейных бизнесов в Индии — публичные компании. Индия занимает третье место в мире по количеству акционерных обществ — семейных бизнесов (108). Первое место в мире — Китай со 167 компаниями, а на втором — США (121). Это данные отчета Credit Suisse за 2017 год. В Индии считается совершенно естественным, что дети работают в бизнесе родителей в начале своей карьеры. На днях владелец сети известных индийских ресторанов Indian Accent (Дели — Нью-Йорк — Лондон) сетовал в разговоре с нами, что двое его детей, которые работали в его компании, теперь ушли и (внимание!) сделали свой бизнес. То есть в папином бизнесе оставаться не хотят, но все равно работают вместе, брат и сестра. А вместе со своим братом создатель Indian Accent владеет кинобизнесом и так далее. Интересна история создания этих бизнесов — тоже не обошлось без влияния семьи. Отец нашего собеседника когда-то владел в небольшом городе в Кашмире рестораном и кинотеатром. Так что дети продолжили на другом уровне то, чем занимался их отец. Для них это — эмоциональная память детства. Преимущества семейных бизнесов понятны — индийцы очень предприимчивы, зачем работать на чужого дядю, когда можно на себя и для детей? Вопрос доверия тоже очень важный. По данным отчета PwC, семейные компании в Индии лучше себя чувствуют во времена кризисов и легче справляются с их последствиями. Уважение к старшим здесь — одна из самых базовых ценностей, поэтому и семейные бизнесы уважаемы в обществе. Конечно, не обходится без разборок и скандалов, которые связаны в том числе с вопросами преемственности. А как быть, если у владельца нет детей, которым можно передать бразды правления? Семейственность делает проблему привлечения профессиональных внешних управленцев на руководящие позиции в индийских семейных компаниях более чувствительной, чем в других странах. Последний пример — громкий конфликт владельца крупнейшей индийской компании Tata Group Ратана Таты с CEO компании Сайрусом Мистри. Конфликт перерос в затяжной юридический поединок под прицелом всей национальной прессы. Корни его уходят в индийский менталитет, который не привык слушаться "чужих". Отношения передачи управления от семьи к нанятым менеджерам пока не отстроены. И хотя, согласно отчету PwC, в Индии растет количество семейных бизнесов, которые готовы передать дело внешним людям, не похоже, чтобы в реальности это произошло в обозримом будущем.

Ближний круг. Почему бизнес в Индии не может отказаться от семейных ценностей
© ТАСС