Ещё

Андрей Курпатов — о сексуальности Пушкина, гениальности Бэнкси и массовой культуре 

Андрей Курпатов — о сексуальности Пушкина, гениальности Бэнкси и массовой культуре
Фото: Собака.ru
В Петербурге запущен новый цикл видеоинтервью — «Штаб культуры» с искусствоведом и театральным критиком Львом Львовичем. Главным героем второго выпуска стал первый публичный психотерапевт страны . «Собака.ru» записала самые интересные цитаты — о том, как инстинкты заставляют нас творить и почему художественную литературу нужно читать до 25 лет.
Что такое культура
Культура для меня — это перечень мемов. Мы носим в себе культурную инфекцию — она зависит от того, где мы родились и жили. Другая сторона — это поведенческие стратегии, габитус, как его называл Пьер Бурдье. Это набор заложенных схем — мы их считаем естественными, но на самом деле нас просто научили так себя вести. Поведенческие практики не связаны с творчеством. Это о том, мусорим мы на улице или нет, как мы взаимодействуем со старшим поколением, как воспринимаем детей — вот что такое культура в этом смысле. Так, мы абсолютные заложники социальной матрицы, в которой оказались.
О снижении интереса к чтению и массовой культуре
Мы переходим к визуальной культуре — это медицинский факт. Тексты требуют способности реконструировать реальность в голове самостоятельно, а это труд. Я уверен, что душа и мозг должны трудиться.
Визуальное искусство нужно разделить, потому что есть то, что требует интеллектуального усилия — например, выставка современного искусства, перфоманс. А есть примитивное массовое искусство — это как попкорн, который загружают тебе в голову, нагревают, и он должен внутри взорваться. Если вы смотрите мимимишное видео в соцсетях или просчитанный посекундно блокбастер, вся работа уже сделана за вас. Это примитивно, но безотказно, на этом делается большой бизнес.
Тексты требуют способности реконструировать реальность в голове самостоятельно, а это труд. Я уверен, что душа и мозг должны трудиться
Нужно ли читать художественную литературу во взрослом возрасте
Художественную литературу нужно читать до того момента, пока наш мозг растет с точки зрения формирования различных социальных паттернов. В нашей голове есть функция, которая отвечает за сложность, многогранность наших отношений с другими людьми. Она развивается примерно до 25 лет. В этом смысле книги — хороший подсказчик. После этого читать книги можно, но это будет для удовольствия. А до 25 обязательно нужно читать произведения, которые имеют внутреннюю глубокую психологическую структуру. Как ни парадоксально, многие книги из школьный программы вполне отвечают этому требованию. Молодым людям я обязательно рекомендую «Братьев Карамазовых», «Жизнь Клима Самгина» и Марселя Пруста.
О Бэнкси и современном искусстве
Есть миссионеры, которые считают, что искусство — это способ сообщения идей, изменения представлений о правильном и неправильном. На мой взгляд, Бэнкси относится к их числу. Мы уже переживали эти этапы: у нас была классика, потом модерн, который попытался эту классику вывернуть наизнанку и достать из нее что-то живое и настоящее; а после постмодерн, задача которого — эти сущности разъять и опять превратить в отдельные элементы; нынешний метамодерн — это попытка снова собрать конструкцию. В этом смысле он метамодерновый — человек, который бросает вместо бутылки с зажигательной смесью букет. В нем же ирония на иронии, завернутая в иронию, потому что он сам — этот человек с бутылкой, он рисует вызывающие, обращающие общество к его неприятным сторонам социальной жизни произведения. Он — протестующий букет. Его талант в том, что ирония сама закручивается и обращает нас внутрь самих себя, и мы оказываемся снаружи. Мне он нравится тем, что это змея, укусившая себя за хвост и возвращающаяся обратно.
О способах стать известным
Есть две стратегии: одна — делать то, что ты считаешь действительно уникальным и делать то, во что ты веришь с настойчивостью Ван Гога, не ожидая результата. Результат, скорее всего, будет. Я уверен в том, что если человек много времени, сил и энергии тратит на свое дело, оно обязательно будет иметь резонанс. Нужно понимать, что гениальность — это не то, что есть в реальности, а то, что гениальным назовут другие люди. Первая стратегия — это рулетка, и ты делаешь ставку ценою в жизнь. Есть вторая, которая связана с идентификацией трендов, с ориентацией на то, что люди способны воспринять в данный момент. Такие люди вроде бы тоже производят картины, могут быть признаны гениальными, но в данном случае заслуга не в том, что человек делает, а в том, как он ощущает время и способен ему соответствовать. Это проще монетизировать.
Гениальность — это не то, что есть в реальности, а то, что гениальным назовут другие люди
О человеческих инстинктах и разном тонусе людей
Есть удобная классификация, предполагающая, что мы с вами являемся представителями биологического вида, поэтому у нас есть половой инстинкт, мы являемся представителями социальной группы, поэтому у нас есть социально-иерархический инстинкт, и мы являемся отдельной особью, поэтому у нас есть индивидуальный инстинкт самосохранения.
Но нужно понимать, что кроме инстинктов, у нас есть ретикулярная формация — специальные клетки, находящиеся в стволе мозга, которые влияют на психическую энергию, активность, тонус. В зависимости от них люди делятся на типы: есть те, кто не может усидеть на месте, а есть менее динамичные. Энергию нужно куда-то девать: в невроз, бессмысленную деятельность или в творчество. Мы можем одним и тем же способом удовлетворить самые разные инстинкты. Если вы что-то делаете, то, в конечном итоге, во что-то инвестируете и ожидаете, что это вам вернется, и это связано с индивидуальным инстинктом самосохранения. Кроме того, это делается для того, чтобы стать членом стаи, чтобы быть признанным. Что касается полового инстинкта, примитивно думать, что это связано только с сексуальностью. Это еще и желание вызывать восхищение, производить впечатление. Пушкин, например, очевидно был человеком с высоким сексуальным тонусом, он использовал искусство в качестве удовлетворения своей потребности. О театре
У меня есть целая монография о театре, что-то я в этом понимаю. Сейчас театр претерпевает эволюцию — прежнее его существование невозможно. Сейчас очень трудно пробиться к человеку, потому что он находится в информационном коконе, и его эмоции скрыты внутри, наше информационное потребление — это такая аддикция, и чтобы с ней справиться, нужны новые варианты. Я опасаюсь, что само пространство нынешнего театра не будет давать такой возможности. Греческая часть моей жизни: я каждое лето езжу на спектакль в Эпидавр — это самый сохранившийся театр Древней Греции. Там проходят ночные шоу, их делают академические театры, ставят классические трагедии — это создает совершенно другой эффект. Ты сидишь под куполом звездного неба, перед тобой огни, ощущение, что ты висишь в пространстве. Мне кажется, должны появляться другие формы воздействия на зрителя — театр ветшает в привычных стенах.
Как избавиться от тревоги и страхов
Лайфхаки от Андрея Курпатова
Театр как психотерапия
Есть целое направление в психотерапии, больше даже связанное с библио-терапией, от слова «книга», а не «библия», когда психотерапевт рекомендует пациенту прочитать некую книгу, а дальше они совместно обсуждают конфликт. Этим занимался один из моих учителей, , я внимательно за этим наблюдал. Боюсь, мы сильно преувеличиваем значение этого воздействия. Я смотрю хорошую постановку с огромным восторгом, но это не помогает мне по краешку судьбы пройти. Тут много индивидуальных реакций. Это вещь, которая позволяет встряхнуться и вырваться из потока, посмотреть на что-то со стороны, но рассматривать это как серьезное психотерапевтическое действие, которое помогает развитию личности, я бы не стал.
Видео дня. Почему Клявер не показывает дочь от Евы Польны
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео