Снохачество на Руси. В деревнях отцы семейств спали с женами своих сыновей

Снохачество, или бабья повинность, — явление в русской деревне, когда мужчина, глава большой крестьянской семьи, живущей в одной избе, состоял в половой связи с собственными снохами — женами сыновей. Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX вв. и просуществовала вплоть до начала XX столетия. Довольно распространенная в те времена история: богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты» (соляной промысел), сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков — согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку. Это вполне типичный для того времени пример склонения свекром снох к половой близости, получивший в народе название «снохачество». В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕСнохачество вовсе не означает, что крестьяне были сплошь убежденными развратниками. Дело в особенностях крестьянского быта того времени, небогатых семей, не имеющих возможности отделить женившихся сыновей. Несколько поколений всю жизнь жили в одной избе, на глазах друг у друга. Никаких секретов, никаких интимных тайн. Половая жизнь родителей проходила на глазах у детей, и наоборот.Еще одна причина снохачества — принятые тогда ранние браки. Этнограф Александр Звонков, живший в то время, сообщает, что в середине XIX века в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12–13-летних мальчиков на невестах 16–17 лет. Отцы тех мальчиков часто и сами были еще совсем молодыми мужчинами, а их более взрослые жены, измученные родами и тяжелой крестьянской работой, не горели желанием исполнять супружеский долг. Оттого и смотрели сквозь пальцы на забавы мужей с молодыми снохами. «Все лучше, если мой жеребец кобыл в своей конюшне топтать будет, а то пойдет по грязным девкам и болезнь нехорошую подцепит. А так все свое в своем дому и останется», — довольно типичное рассуждение крестьянской жены того времени, записанное Звонковым. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно выбирали своим сыновьям, еще совсем неопытным мальчишкам, жен постарше и покрасивее, на свой вкус. А когда парни подрастали, отцы частенько отправляли их на промыслы, а некоторых забирали в рекруты. ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОДалеко не все снохи соглашались стать наложницами собственного свекра. Но тут надо вспомнить устройство крестьянской жизни. Отец семейства был «большаком», «домовладыкой», ему подчинялись беспрекословно. Если сноха не артачилась, ей доставались подарки и легкая работа. В ином случае получала жестокие побои, арест в подполе, погребе или в холодном амбаре. Так, одной из крестьянок, испытавшей на себе снохачество, свекор за отказ мстил ей, наговаривая на нее сыну, что та имела связь с посторонними мужчинами. На почве снохачества нередко случались трагедии. Крестьянин 37 лет женил сына на молодой красавице, а затем отправил его на заработки в Петербург. Пока сын отсутствовал, свекор сошелся с невесткой, родился внебрачный ребенок, и отец начал принуждать сына бросить семью и дом и окончательно уехать в город. Однако сын восстал и зарубил родителя топором, после чего пошел на каторгу. Газета «Донские областные ведомости» за 1873 год сообщает о случае, когда жена убила мужа, уличив его в снохачестве. В начале ХХ века в окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в убийстве ребенка, прижитого, пока муж крестьянки был на заработках. Женщины редко обращались с жалобами в волостной суд — не хотели выносить сор из избы. Хотя действующее тогда уголовное законодательство за кровосмешение в первой степени свойства (т.е. с тещей или свекром, зятем или снохой) предусматривало наказание в виде ссылки в Сибирь. Но если жалоба все-таки случалась, суды обычно устранялись от разбора подобных дел. КВАРТИРНЫЙ ВОПРОСПочему же снохачество, которое церковь и закон приравнивали к кровосмешению, считалось в крестьянской среде не преступлением, а лишь грехом? Видимо, это связано с тяжестью крестьянского быта, в котором плотские утехи были едва ли не единственной радостью. А также отголосками языческих времен, когда в половых отношениях допускались большие вольности. Известны случаи, когда крестьянская община подвергала снохачей обструкции, но это обычно было связано с низким статусом самого крестьянина. И все же люди понимали, что снохачество — это «не по-божески». Когда у крестьян появилась возможность разъезжаться со взрослыми детьми, снохачество как явление стало исчезать.

Снохачество на Руси. В деревнях отцы семейств спали с женами своих сыновей
© Спид-Инфо