Что нужно знать о художнике Виме Дельвуа перед походом на его московскую выставку

С 9 ноября по 9 февраля в галерее Гари Татинцяна открыта выставка Вима Дельвуа – эксцентричного бельгийского художника, чьи работы выставлялись в Лувре, ГМИИ им. Пушкина и на биеннале в Венеции. Металлические конструкции, тату-арт и мраморные барельефы – Дельвуа любит экспериментировать не меньше, чем шокировать. Рассказываем, что стоит за каждой из представленных в Москве работ. Как и любой художник, он так или иначе обращается к предшественникам. Для творчества Дельвуа важна история искусства сама по себе: от готических соборов XIX века, Босха и Брейгеля до поп-арта Уорхола — он размывает границы между искусством прошлого и современными арт-практиками, создает аэродинамические, математически выверенные, филигранные скульптуры, вкладывая в них идеи о новых формах в современной архитектуре. С начала 2000-х годов Дельвуа создает серию готических работ из кортеновской стали и воспроизводит детали средневековой готики при помощи цифровых технологий, компьютерного моделирования, 3D-печати и лазерной резки. Орнаменты в его работах становятся не столько декоративными элементами, сколько символами ценности и постоянства на фоне стремительно развивающейся эпохи. Для создания скульптуры Maserati художник использовал корпус гоночной модели 450S конца 1950-х годов. Подражая техникам иранских ремесленников, Дельвуа украсил алюминиевый каркас рельефом в классических традициях ближневосточного орнамента. Серия «Скрученные шины» (Twisted Tyres, 2013) – образец концептуальных парадоксов Дельвуа – представляет собой велосипедные шины, скрученные в ленты Мебиуса. Точный, но «неуместный» математический расчет, использованный для создания работ, превращает их в геометрически выверенные и притягивающие взгляд объекты, при этом абсолютно лишенные функциональности. Пожалуй, самый громкий проект художника — тату-арт, а вернее - скандально известные рисунки на коже свиней и поросят, основанные на западной иконографии. Речь идет действительно об "иконах" современности, брендах: на животных изображены монограмма Louis Vuitton и персонажи мультфильмов Уолта Диснея (тату наносились под присмотром специалистов-анестезиологов на специально спроектированной ферме). Знаковые изображения лишались первичного коммерческого смысла, а произведение искусства росло в цене вместе со своим носителем, запуская новый ироничный парадокс Дельвуа. В 90-е годы Дельвуа обратился к радикальной критике общества потребления, исследуя границы искусства как товара в своем проекте «Клоака» (Cloaca). «Клоака» — машина, полностью имитирующая пищеварительную систему человека. Проект основан на научных и технических изысканиях и представляет собой цепь соединенных друг с другом емкостей, наполненных кислотами, пищеварительным соком, бактериями и энзимами, взаимодействующими при постоянной температуре 37,2 °C. Инсталляция «Картофельная пушка» (Spud Gun) своим названием обязана детским игрушечным пистолетам, стреляющим картошкой. «В каждой работе есть что-то мальчишеское и самодельное, но стреляют эти пистолеты по-настоящему, — говорит Дельвуа. — Они очень красивые и, словно маленькие «Клоаки», сделаны в стиле бриколажа, они блестящие, высокотехнологичные и мальчишеские». Дополняет инсталляцию серия новых работ художника – мраморные барельефы с изображением сцен из известной компьютерной игры Counter-Strike. «Эти работы — про актуальную необходимость защищаться от злодеев и жестокости как в детстве, так и во взрослом мире».

Что нужно знать о художнике Виме Дельвуа перед походом на его московскую выставку
© Harper’s Bazaar