Писатель Алексей Иванов говорит, что никогда не идет на поводу у читателя

Наоборот, дает ему то, что тот никак не ожидает увидеть. И, похоже, автор нисколько не лукавит. На днях Алексей Иванов представил журналистам новый игровой роман «Пищеблок». Два года назад в интервью «Вечерке» он намекнул, что собирает пионерский фольклор для новой книги. И вот стало понятно, о чем тогда шла речь. Роман написан и издан. Это не просто смешные и страшные истории советского детства, это книга о вампирах, которые существуют в нашей недавней реальности и живут по образцу идеального советского гражданина, подчиняясь правилам и символике. Накануне Олимпиады — Фабула произведения такова: в пионерском лагере на берегу Волги во время Олимпиады-80 действует группа пионероввампиров. Получился метамодернистский коктейль, — начал рассказывать Иванов. — Это не роман ужасов, иначе вампиры кусали бы всех подряд, и там была бы гора трупов. Это наследие романа советского времени, формат реализма. Роман «Пищеблок» — это переигрывание того, что было в советское время, но на новом уровне сложности. Олимпиада 1980 года также играет весомую роль в сюжете. Не так уж много событий произошло в СССР, благодаря которым страну любили во всем мире. Это конечно День Победы, полет Гагарина в космос и, безусловно, значимое для страны событие — Олимпиада-80. Это некий идеал, который представил Советский Союз. Этот сюжет нужен был и для того, чтобы показать идеал в реальности. Иванову уже поступило три предложения об экранизации этого произведения — еще до выхода романа из печати. Это случается не впервые. — Так было с романом «Ненастье»: мы получили предложение на экранизацию до его публикации, — включилась в разговор продюсер писателя Юлия Зайцева. — «Пищеблок» продолжает эту традицию. Первое предложение было сделано год назад, когда мы озвучили идею романа... Так что фильм точно будет! Можно добавить, что проданы права и на экранизацию одной из самых ранних вещей Иванова — романа «Общага-на-Крови». Это будет режиссерский дебют Романа Васьянова. Васьянов хорошо известен как оператор, у него есть несколько работ в Голливуде («Ярость», «Отряд самоубийц») и в России («Стиляги», «Охота на пиранью»). Да, я не иду за ожиданиями читателя и пробую каждый раз что-то новое, ломая стереотипы. Не буду писать «Сердце Пармы»-2, -3 и так далее, если хорошо пошел первый роман. Если я перехожу в другой формат, жанр или тему, то я априори нарушаю ожидания публики и не следую ее вкусам. Это не ради эксперимента. В жизни очень много всего интересного, о чем мне хочется поговорить, но каждая тема требует своего подхода и разрешения. Я же не буду говорить о судьбе общества в жанре космической оперы или дамского детектива... В сетях сетей Отвечая на вопрос о героях времени, Иванов сказал, что сейчас таких не видит: — Не в каждом произведении я пишу о герое нашего времени, как о некоем культурном типе, но каждое произведение вписано в некий временной контекст. И всегда есть герои, которые способны поднимать товарищей на свершения. Такого человека сейчас быть не может, это порождение 90-х, которое там и осталось. К тому же в любое время может быть несколько героев нашего времени, это не единичная фигура. Для романа «Пищеблок» — это мальчишка Валерка, который верит, что провозглашенные в Советском Союзе ценности таковыми и являются. Он потому и начинает противодействовать вампирам, что видит: они эти идеалы извращают и используют только ради своей злодейской пользы. Сейчас такого героя нет, прежде всего потому, что изменился наш вид коммуникаций — появились соцсети. И наша жизнь во многом ушла туда, а слово перестало быть делом. Мы перестали отвечать за свои слова. Продюсеры мне рассказывали, что сейчас очень сложно снимать детектив на современном материале. Никто ничего не делает, все время люди ходят и говорят в кадре по телефону. Ни супружеских измен, ни мордобоя, ни погони, ни убийств. А в конце только надевают на кого-то наручники — и все. Действие отсутствует. В соцсетях мы бунтуем, влюбляемся, покоряем, ссоримся. И снять фильм или написать роман о человеке, который просто сидит за компьютером — сложная задача. Может быть, кто-то с ней когда-то справится, но лично мне это неинтересно. СПРАВКА Алексей Иванов — писатель, сценарист, культуролог. Родился в 1969 году в Горьком в семье судостроителей. Начал писать еще будучи студентом. Долго не издавался, но в итоге стал писателем, который живет только за счет своего творчества, что в наше время случается не так уж часто. Иванов работает в самых разных литературных форматах: современная городская проза, модернистский исторический роман, интеллектуальный триллер, исторический нонфикшн и фантастика. Кроме того, Иванов — автор сценария фильма «Царь» (режиссер Павел Лунгин), продюсер, ведущий и сценарист телепроекта «Хребет России» (совместно с Леонидом Парфеновым). Фильм «Географ глобус пропил» снят по его роману (режиссер Александр Велединский).

Писатель Алексей Иванов говорит, что никогда не идет на поводу у читателя
© Вечерняя Москва