Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Зачет – 300, экзамен – 500: Издание «Украина-Центр» узнало расценки в вузах Кропивницкого

По его словам, зачет в альма-матер сегодня стоит 250-300, экзамен — в среднем 500, курсовая — 800 гривен, а цены на дипломные работы устанавливаются строго в долларах. Во всяком случае на его, как утверждает, «самой дорогой» кафедре.

Зачет – 300, экзамен – 500: Издание «Украина-Центр» узнало расценки в вузах Кропивницкого
Фото: Украина.руУкраина.ру

После проведенных консультаций недавний студент, работник одного из местных машиностроительных заводов, настоял на том, чтобы его имя не называлось, поэтому мы убрали из текста и остальные названия, имена и фамилии, в целом оставив прямую речь нашего собеседника без изменений.

Видео дня

С порога

— После колледжа ты имел возможность поступить в университет на третий курс, а пошел на второй. Почему?

- Потому что… (изображает звук пересчитываемых банкнот. — Авт.) Намекнули, что как бы не получается поступить и надо заплатить.

— Кто намекнул?

- Я уже точно не помню — кто-то с кафедры. Я тогда никого не знал. Конкретно сумму не называли, я сразу наотрез сказал, что ничего платить не буду. Моя девушка на три курса старше меня, она договорилась на другой кафедре, мол, «хороший студент будет», и меня взяли на второй курс.

— Учился на дневном или заочном?

- На дневном.

— Каким образом, если ты на заводе работал?

- Старался во вторую смену работать и идти на пары на первой. Не всегда, конечно, получалось, были моменты, когда неделю первая, неделю вторая. Ну пропускал.

— И как на это в университете смотрели?

- Всем все равно. Ну если из 20 человек, которые в группе записаны, ходит максимум пять-шесть. Если на начальных курсах еще как-то, то на пятом вообще никто не ходит. «Энки» в журналах у всей группы, и все. Сессию сдают в денежном эквиваленте. В моей группе было два человека, которых я только по фамилиям знал, и все. Вначале поспрашивали: кто такой, кто-то видел его? Нет, никто не видел. Получается, человек приходил на сессии, всем преподавателям говорил: я такой-то, на пары не буду ходить, можно сразу наперед договориться? Некоторые договариваются на пару лет, некоторые каждую сессию приходят, некоторые раз в год пришли, сколько надо «отлистали» — и все.

— Ты ведь тоже много пропускал, надо было отрабатывать?

- Как с каким преподавателем договоримся — кому бумагу, кому еще что-то, кому в деньгах. По-разному.

— Контрольные, курсовые?

- Так же точно, все за деньги. Если была возможность самому написать, я писал, конечно, — я на заводе работаю, каждый день это вижу, для меня написать «бумажки» не проблема. А если намекали, что хочешь не хочешь, а деньги плати, то платил. По-другому никак. Каждый преподаватель, если ему нужны деньги, будет со студентов сгребать мешками, давить все, что можно.

— А если говоришь, что будешь писать сам, что тебе говорят?

- «Пиши». Я пишу, потом прихожу сдавать. Там, говорят, что-то неправильно. Такое, по мелочам. Они это делают, как будто ты на «пять» сдаешь, или на «пять с плюсом», «три» или «четыре», на мой взгляд, можно было поставить. Нет, исправляй, исправляй. Может, раз на десятый сдашь, когда тебе уже «бегунок» надо брать, сессия месяц, как прошла. Бегаешь один по университету. Я не знаю почему, в колледже не было проблематичным найти преподавателя. В университете реально проблематично. То нет, то где-то в другой аудитории, то еще что-то. Все студенты стараются за раз сдать — и все. Получилось без денег — красавчик. Не получилось — «башляй». Иначе будешь очень долго бегать.

— Какое навскидку соотношение того, что получалось сдать без денег, и того, что за деньги?

- Конкретно обо мне если говорить — я в группе был на три года старше всех, не сразу поступил, работал. То, что я работал на заводе, мне на 50% в отношениях с преподавателями помогло. Значит, не надо меня так жестко валить. Коэффициент — процентов 60 я сам сдавал, 40 — платил. Потому что там такие, что надо платить.

— Откуда новый студент узнает, куда нести, через кого передавать?

- Как у меня было — сразу куратор начинает помогать. Мы общаемся, у нас какие-то собрания каждый месяц, разговариваем, вот, мы не можем тот или иной предмет сдать. Куратор говорит: лучше пересдать, постараться или «забашлять».

— Что, прямо прямым текстом говорит преподаватель?

- Да, конечно. У меня даже было — не помню, по математике, что ли, это второй курс, группа сидит, ничего не делает. И преподаватель при всех, напрямую говорит: если вам что-то не нравится, не хотите писать, платите мне деньги и свободны. Там вообще все в открытую, вообще не боятся. На начальных курсах преподаватели обычно не берут деньги напрямую у студентов. Они берут через других преподавателей. Приносишь деньги или куратору, или какому-то преподавателю, с кем хорошо познакомился. Даешь ему деньги, у них ставка приблизительно 50 гривен — один забирает, остальное несет другому.

— То есть за передачу берет еще какой-то процент?

- Конечно, они же все там друг на друга… Так же другой преподаватель, с другой группы или кафедры, к нему подошли — 50 гривен, и он уже к моему, к примеру, куратору идет. И так оно по кругу там ходит. Старшие курсы — четвертый, пятый — уже можно напрямую к преподавателю подходить, друг друга знаем уже. Не так, как раньше или по телевизору показывают: даешь в зачетке деньги — так положил на стол, подписал и пошел. Аудитории не закрываются…

На выход

— Ты говорил, что за дипломную работу цена в долларах — сколько?

- На каждой кафедре по-разному. Моя самая дорогая была. С моим дипломом можно работать на очень большом кругу работ — технологом, конструктором, любым инженером. В среднем у меня на кафедре в этом году цена была 700 долларов. Только в долларах.

— Это ты просто платишь и вообще не думаешь про то, что там, как, где-то она кем-то пишется?

- Каким-то студентом.

— А расплачиваешься с кем?

- С руководителем дипломной.

— Как защита проходит?

- Тебе преподаватель написал на бумажечке, что тебе нужно «пробекать-промекать». И все. Тебе нужно хотя бы прочитать пару раз…

— Есть преподаватели, у которых вообще нельзя сдать без денег?

- Есть [фамилия], к примеру. Жена проректора. Это вообще нереально, сто процентов надо платить. [Имя-отчество], завкафедрой — пара человек ему сдавала, но это очень проблематично. Если ему платить, суммы очень большие. Если обычно за курсовую кто-то берет 800, то ему две тысячи — и по барабану.

— Кто «стоит» дороже всего?

- [Имя-отчество], наверное, самый дорогой. Это по моей специальности, по другим я не знаю.

— Ты закончил бакалавром, почему в магистратуру не пошел?

- В магистратуру я поступал. Был в этом году очень большой рейтинг поступающих. Когда я писал вступительные — это как бы контрольная, А, Б, В просто написать, ничего особенного. Мы с моими одногруппниками зашли, сели — впереди мой знакомый и сзади. Мы друг у друга реально скатали, буква в букву. И у троих разный результат. Ответы одинаковые, а результат разный. Я боролся, писал заявление о пересмотре, но понял, что это все…

— А что, кто-то из твоих знакомых платил?

- Конечно. Платили. 12 тысяч на госместо. Каждый год по-разному. Может, кто-то и дешевле, но человека три я знаю точно, что платили.

Обновление?

— Есть преподаватели, которые не «в системе», принципиальные?

- У меня был первый куратор — буквально на три года старше меня. Реально толковый, молодой, знающий преподаватель. Он лет шесть проработал, уволился и уехал в Польшу. Говорит, из-за [имя-отчество]. Ему нужно каждый год публиковаться. Он буквально заставляет преподавателей на него работать. Говорит каждому: мне надо, чтобы ты то-то написал. Они все шерудят, пишут, что-то придумывают и сами публикуют. Он ничего не делает. Я согласен, он умный, прочитал, видел — но это все 80-е годы, совдеп, надо все менять. Это самая главная проблема. Надо менять психологию, отношение, подход, манеру преподавания. Простой пример: учеба идет по методичкам, которые сами преподаватели писали по предметам — там все устаревшее, никому уже не нужное. И так же — преподаватель приходит читать лекцию. Смотрю на те бумажки, с которых он читает, они такие желтые-желтющие…

— Есть же фундаментальные дисциплины, в которых ничего не меняется…

- Есть, конечно. Но какое-то обновление всегда существует. Сейчас новые технологии, роботы. Это надо преподавать. Но, вам скажу, из новых преподавателей есть, например, [фамилия], у него кружок робототехники, он на «АгроЭкспо» представлял своего робота. Он интересуется, всем молодым интересно…

— А как у молодых со взятками?

- Споры были на кафедре, я слышал — все молодые работают не только в университете, у них еще есть работы. С ними можно договориться, но это нужно быть таким тупым или вообще не ходить. Они за деньгами не гонятся. Всем, в принципе, можно выучить и сдать. У меня на втором курсе почему-то попались все молодые — физика, математика, общие предметы. Те, которые идут по специальности, — там уже молодых не было.

— Сколько таких, какое соотношение между «молодыми» и «старыми»?

- 20, от силы 30 на 70-80 процентов. Заякорились в основном те, кто сидит там ого-го сколько лет. А молодые ждут повышения.

— С ректором имел дело?

- Нет. Я его, если честно, ни разу в жизни не видел. Даже не знаю его в лицо, только по фамилии.

— Ты работаешь рабочим. Что тебе вообще дал диплом?

- Если честно, практически ничего. Я бы сказал, это повторение техникума. У нас же принято — если «вышку» не закончил, я ж тупой буду, необразованный. Надо закончить, чтобы все знали, что ты образованный человек. Ну, типа.

— Ты со своими сокурсниками общаешься, где они работают?

- Кто на почте, кто где-то еще. В принципе, все работают практически.

— А по специальности?

- По специальности нет, никто. Никто из моей группы не работает. Первая причина — это то, что студенты, которые выучились, не понимают ничего. Технолог должен придумать, как деталь обрабатывается, как она из начального состояния вышла и до конца. И не только в плане инструмента, оборудования, еще в экономическом плане. Это реально очень много чего надо посчитать. Я уверен процентов на 90, что, если мои одногруппники придут на завод рассчитывать, они этого не смогут просто.

Оригинал публикации