Что пишут на заборах в Симферополе: мазня или информация для "своих"

Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым Стены симферопольских зданий и заборов иногда напоминают трущобы западных столиц и стран третьего мира: все раскрашено непонятными надписями, которые для непосвященного — обычная мазня. Корреспондент РИА Новости Крым разобрался, кто и зачем оставляет на заборах непонятные знаки. Я художник, я так самовыражаюсь Иногда на городских стенах появляются приятные глазу работы. Например, репродукция картины Ивана Айвазовского "Корабль среди бури" на стене тепловой станции возле парка Шевченко в Симферополе. Один из авторов — симферопольский художник Владислав Подопригора рассказал, почему его не наказывают за рисование на стенах. Репродукция картины Ивана Айвазовского "Корабль среди бури" на стене тепловой станции возле парка Шевченко в Симферополе. Работа Владислава Подопригоры "Это проект "Галерея под небом". Это мой проект и я выиграл грант на его реализацию. Согласовывать нанесение картины на городские стены мне помогают волонтеры. Поэтому нет большой проблемы в том, чтобы договориться с властями города. И опять же, я не человек с улицы, у меня много реализованных проектов", — рассказывает Владислав, уточняя, что он "автор стен" подземных переходов на берегу Салгира, которые стали полноценными арт-объектами. К сожалению, большинство из них уже испортили, нанеся совершенно неуместные рисунки сверху. "Я не могу сказать, что чем-то удивлен. Это естественный процесс, как теория разбитых стекол, только наоборот. Банально, переход возле Гагаринского парка – раньше там было ходить страшно, теперь — это арт-объект, который привлекает людей. Мы приносим некие улучшения, но мы не в вакууме живем, поэтому есть какая-то реакция, как обдуманная, так и бездумная", — рассказывает Владислав. Граффити на стенах подземного перехода в Симферополе По его словам, работы художников, как правило, портят дети. "Я же понимаю, кто как пишет, это профессиональное. Школьники, дети, незрелые люди, которым просто не ясно, что они делают. Самовыражаются как могут, по-другому не научили", — говорит Владислав Подопригора. Также, как и малоразборчивые надписи на городских стенах – дело рук, скорее всего, несовершеннолетних. "Раньше это называли "тэги", как бы граффити-подписи. Сейчас это ушло, стало не модным и, в принципе, таким занимаются в основном школьники. Они недельку стены попортят в городе, порисуют и на этом все заканчивается. Это игра для своих, поэтому только свои и понимают, что там написано. Как собаки метят территорию, так и они делают это. Это веяние из США, ведь раньше такими тэгами банды помечали свои районы, нельзя было "тэгать" на чужой территории. Здесь же – копия, причем не сильно обдуманная", — поясняет Владислав. Граффити на стене в Симферополе К своим настоящим коллегам, несущим искусство в массы, художник относится с уважением. Например, к известному стрит-арт-художнику Шарику, автору множества граффити в Симферополе который, к сожалению для своих фанатов, перестал рисовать. "Шарик подражал Бэнкси, но с русской душой. Работы интересные и человек явно не глупый, художник, который в свое время вдохновлял и меня. Хорошо, когда люди что-то делают, мне это нравится, здорово, когда есть творцы", — говорит Владислав Подопригора. Граффити на стенах в подземном переходе в Симферополе. На фото\: работа Шарика Власть – народу: we can do it! История граффити началась именно с банд Нью-Йорка в 1920-1930 годах. Рисуя на стенах тэги, представители группировок как бы сообщали чужим, чей это район: "не лезь – убьет". Идею "метить стены" быстро подхватила американская молодежь, таким образом она несла в массы социальные лозунги и слоганы, вроде "Нет войне", "We can do it!" или "Власть народу! Заводы рабочим! Фабрики рабочим! Гарлем – афроамериканцам!". Граффити на стенах в Симферополе Лишь в конце XX века граффити начало приобретать тот исконный вид, который столь неприятен глазу коммунальщиков: авторы начали оставлять собственные псевдонимы на стенах. Особым "верхом мастерства" считалось оставить тэг где-нибудь в труднодоступных местах или охраняемых законом от уличных художников и других смертных территориях. В начале 80-х годов прошлого века граффити "перебрались" в Европу, где более педантичные коммунальщики "Старого света" объявили им беспощадную войну, местные власти приняли несколько законов, ограничивающих продажу краски, а количество "бобби" на метр квадратный был значительно увеличен. Уличные художники проиграли сражение за европейские стены, но не проиграли "войну": количество желающих порисовать существенно сократилось и лишь ветераны движения устраивали вылазки. Новый виток направлению дали родоначальники стрит-арта, наносившие не надписи, а вполне понятные обществу рисунки. Например, американец Кит Харинг, создававший произведения в стиле поп-арта. Работы американца Кита Харинга Тогда же граффити стало популярным среди футбольных фанатов, которые также помечали районы своего влияния. Околофутбольные рисунки на стенах стали неотъемлемой частью фанатского движения. Болельщики не только "метили территорию", но и старались оскорбить своих главных идеологических врагов – полицейских. Самым известным фанатским граффити, родиной которого была Великобритания, стала надпись ACAB "All Cops Are Bastards" – "все копы – уб***ки". Сейчас классическое граффити переживает упадок: на стенах рисуют в основном подростки. В тоже время, уже завоевавшие имена стрит-арт-художники все больше уходят в специализированные галереи, которых в Европе и США предостаточно. Среди таких многим известный Бэнкси. "Искусство" протеста Практикующий психолог Руслан Новиков рассказал РИА Новости Крым, что может скрываться за подобными действиями на подсознательном уровне. Граффити на стене в Симферополе "Одна из причин – потребность принадлежать к какой-нибудь субкультуре. Это же не отдельно действующие ребята, это движение, имеющее определенную привлекательность для подростков. То, что это правонарушение они "чихать хотели" – здесь не происходит учет рисков. Надо понимать, что такому влиянию подвержены подростки 12-15 лет, с повышенной агрессией, нетерпимостью и так далее. Это так называемый подростковый нигилизм", — поясняет Руслан Новиков. Кроме того, причиной таких действий может стать протест и поиски признания. "Протест ради протеста и привлечение внимания к себе, причем в том числе распространяя информацию о своих действиях в соцсетях. Таким образом они ищут признания и как бы говорят "я принадлежу к социально не одобряемой субкультуре", — отмечает специалист. И последний пункт, который также может толкнуть подростков на настенную мазню, – конфликт с родителями. Граффити на стене в Симферополе "У нас есть 63 ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым", который говорит, что лица, не достигшие совершеннолетия, должны находиться в общественных местах в сопровождении родителей или замещающих их лиц с 22 до 6 часов. Но в 22:00 на улицах еще людно и акт вандализма совершить трудно, а значит возникает вопрос, куда смотрят родители? В принципе, любое девиационное поведение ребенка – это сигнал о конфликте с родителями", — подытожил Руслан Новиков. За рисование на стенах – даже за лозунги типа "Лена, я тебя люблю!" и "Цой жив!" — можно не только "получить по рукам", но и стать фигурантом дела по статье 3.6 административного кодекса Республики Крым "Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами". Статья предусматривает наказание в виде штрафа до трех тысяч рублей.

Что пишут на заборах в Симферополе: мазня или информация для "своих"
© РИА Новости Крым