Продуктовая лихорадка
Продуктовая лихорадкаДоступные и качественные продукты – это возможно? В чём особенности продовольственного рынка? Как остановить фальсификат? Проблемы продовольственной безопасности обсуждали на очередном заседании нижегородского эксперт-клуба. Накануне Нового года тема оказалась особенно актуальной. Фу, какая гадость! На прошлой неделе стало известно о закрытии Сокольского молочного завода по решению суда. С иском обратился территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах. Молочный завод систематически и неоднократно нарушал санитарные правила и технические регламенты. Так, в конце октября управление Роспотребнадзора выявило, что предприятие выпускало фальсифицированный творог. И это стало уже повторным нарушением. За первое завод был оштрафован. Ранее Управление Роспотребнадзора сообщало о том, что специалисты ведомства сняли с реализации фальсифицированную икру. Ещё раньше стало известно об изъятии двух тонн некачественной рыбы из торговли. В Управлении Роспотребнадзора предупредили, что чем ближе к новогодним праздникам, тем выше шансы купить фальсификат. Всему виной повышенный спрос, на который реагируют не только добросовестные производители, но и желающие заработать производители подделки. Специалисты Роспотребнадзора регулярно проводят проверки, но фальсификата меньше не становится. – Торгово-промышленная палата Нижегородской области традиционно занимается экспертизами, в год проводится более 5000 экспертиз, в том числе экспертиз продовольственных товаров, – рассказала заместитель генерального директора по развитию АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» Наталья Баринова. – Надо отметить, что после 2015 года основные заявки идут на качество произведённого товара. И из поступающих заявок у нас получается процентов 30 некачественного продовольственного товара. Мало того что недобор по весу, когда речь идёт о рыбных, мясных консервах, но хуже всего, когда идёт несоответствие по микробиологии. Такие продукты, увы, есть. Как с этим бороться? Наверное, надо усиливать контроль на стадии производства и ответственность производителей. Фальшивая нота Эксперты считают, что раз производитель хочет производить продукт, заменяя ингредиенты на менее качественные, то просто обязан об этом предупреждать – это раз, а, во-вторых, и цена должны быть соответствующая. – Когда мы видим молоко за 29 рублей литр, нам главное, чтобы там было написано, что оно сделано из порошка, разбавлено водой и так далее. Есть люди, которые, извините, могут позволить себе только такое молоко, и у них должно быть право его покупать. Поэтому когда предложили поднять цену на сосиски и колбасу на 30 %, потому что эта продукция вредная, на самом деле это издевательство над людьми и непонимание того, как они живут, – отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий. Покупатель уже давно понял, что качественное не может быть дешёвым. Производителю же, конечно, выгоднее заменить природный ингредиент химией и при этом продать как качественный и натуральный продукт. – В этом году резко упала цена на сырое молоко. В связи с чем? Если мы заменяем нормальный молочный продукт каким-то суррогатом или даже вполне хорошей соей, пальмой, то нормальный молочный продукт девать уже некуда, – рассказал заместитель генерального директора ООО «АФГ Националь», заместитель председателя комитета Законодательного собрания по агропромышленному комплексу Александр Ефремцев. – Целью фальсификации является получение незаконной прибыли за счёт снижения себестоимости продукции в результате несанкционированной замены качественного биологически ценного сырья менее ценным. Фасльсификат – это ещё не подделка, когда в упаковку известного бренда закладывается, заливается непонятно что. Это когда в масле, допустим, вместо животных жиров используются растительные и потом за счёт технологии доводятся до показателей, которые должны присутствовать. Для людей, страдающих теми или иными заболеваниями, для аллергиков – ещё непонятно, как отреагирует организм. Преступления и наказания Так как же бороться с фасльсификатом? Как заставить производителя честно признаться в том, что он продаёт? – На мой взгляд, должно быть так, чтобы продавать фальсификат стало невыгодно, – считает начальник отдела взаимодействия с политическими партиями министерства внутренней политики Нижегородской области Денис Барышников. – Структурные качественные изменения можно начать с возрождения института общественного контроля. У нас одно время довольно активно развивалась одна из сетей магазинов. Вскоре стали появляться комментарии, в том числе в социальных сетях, что продукция не того качества, которое должно быть, и сеть из региона ушла. Это яркий пример влияния общественного мнения. И всё же большинство экспертов сходится во мнении, что без ужесточения наказания толку не будет. – Первое, что все отметили – проблема настолько многогранна, что её невозможно рассмотреть целиком, её нужно рассматривать, видимо, частями, уделяя каждой части соответствующее внимание. Значит, у нас есть шанс к этой теме вернуться неоднократно, – отметил кандидат философский наук, координатор нижегородского эксперт-клуба Александр Суханов. – Очень много и правильно говорится о том, что нужен контроль за качеством, производством, процессом продажи. Но мне кажется, один контроль проблему до конца не решит. Необходимо повышать меру ответственности производителя за фальсификат, который он производит, продавца – за нарушение сроков годности продаваемого продукта. По словам Александра Ефремцева, в настоящее время специально созданная рабочая группа в Нижегородской области готовит рекомендации по внесению изменений в статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей» с целью ужесточения наказания по данной статье. Рекомендации будут направлены в Госдуму.