В художественном музее показали малоизвестные работы Левитана

Перед открытием выставки у кассы и гардероба выстроились очереди. Затем публика плотно заполнила пространство Мраморного зала, что говорит о большом интересе самарцев к классическому русскому "пейзажу настроения". Открывая выставку, директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова отметила, что этот музей и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге связывают давние партнерские отношения. Это позволяет самарцам увидеть жемчужины отечественного изобразительного искусства. На нынешней выставке представлено 22 произведения Исаака Левитана и 20 работ его современников. Среди них — первый учитель Левитана, преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Алексей Саврасов, который в простых незамысловатых мотивах передал поэзию русского пейзажа. На выставке можно увидеть его работы "Ранняя весна", "Ранняя весна. Половодье". Многому научился Левитан и у Василия Поленова, а прежде всего, умению передать в пейзаже ощущение света и воздуха. Как и у Левитана, в пейзажах Поленова — гармония и какая-то умиротворенная красота. Это видно и в представленных на выставке работах: "Берег Оки", "Вид Тарусы с высокого берега Оки", "Долина реки в Болгарии". Тут же можно увидеть малоизвестные произведения современников Левитана, с которыми его связывали товарищеские отношения. Их пейзажная живопись также вошла в золотой фонд отечественного искусства. У каждого из них свой неповторимый почерк. Так, у Константина Коровина в картине "Улица в деревне" видны импрессионистские мотивы. Кстати, портрет этого живописца можно увидеть на картине его другого великого современника Валентина Серова — "Художник Константин Алексеевич Коровин на берегу реки". В пейзажах Игоря Грабаря ("Вешний поток", "Зимний вечер") мы видим буйство ярких красок и радость жизни. А картины Витольда Бялыницкого-Бирули проникнуты покоем и тонким лирическим настроением. В первую очередь, это отличает пейзаж "Весенний день". Но, конечно, особое внимание зрителей привлекли пейзажи Исаака Левитана. Кстати, открытие выставки сопровождала фортепианная музыка его современника Петра Чайковского из цикла "Времена года", по своей интонации перекликающаяся с творчеством этого художника. В экспозиции нет программных полотен Левитана, растиражированных многочисленными иллюстрациями. Таких, как "Золотая осень", "Март", "Владимирка", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Озеро". Зрители увидели, главным образом, этюды, приоткрывающие "творческую кухню" художника. Самые ранние из них — "Черемуха", "Лето. На пчельнике", "Снопы и деревня за рекой", "Весенний лес" и другие — созданы в конце 1870-х и первой половине 1880-х годов. На открытии выставки замдиректора Самарского областного художественного музея по науке Татьяна Петрова отметила: "Есть такое понятие — пейзаж-настроение. Это то, что характеризует живопись Левитана. Этот художник замечательно передавал и печаль, и радость жизни. Он мастер лирического, философского пейзажа. Никто из художников не смог так раствориться в окружающем мире своими пейзажами, как Левитан". Это умение чувствуется, прежде всего, в представленных на выставке поздних этюдах пейзажиста, созданных в 1890-х годы. В этих работах душевные переживания художника звучат в унисон с состоянием природы. Тем, кто помнит классические пейзажи Исаака Левитана, любопытно сравнить их с этюдами девяностых годов, из которых они "выросли". Например, с этюдом "Сумерки. Луна", на основе которого была написана одноименная картина. Или этюдом "Облачное небо. Сумерки", написанным в период работы над одним из самых проникновенных левитановских полотен — "Над вечным покоем". Левитана знают, прежде всего, как певца среднерусской природы. На самарской выставке мы можем увидеть и произведения художника, написанные под впечатлением его поездок на юг: в Крым (картина "Берег моря") и в Италию (пейзаж "Озеро Комо"). Но и эти работы наполнены не южной страстью, а тонкими меланхолическими переживаниями, характерными для художника. Выставку дополняют три работы Исаака Левитана из собрания Самарского областного художественного музея. Это этюды "Летний вечер" и "Вечерний этюд", созданные в 1880-х годах, а также рисунок "Охотник" 1890-х годов.