Письмо деду Морозу. Взрослые дети учатся жить без родителей
«Приготовить овощи, нож и разделочную доску. Вымыть овощи. Нарезать огурцы и помидоры. Сложить нарезанные овощи в салатницу. Посолить….», - в небольшой уютной кухне на холодильнике висит подробный алгоритм приготовления салата. Меняются только блюда, но рецепт остается таким же подробным. Все потому, что здесь живут совсем не обычные люди, и для них приготовить салат это настоящее испытание. Подружиться с соседом В двух больших псковских квартирах на улице Технической, 8 уже несколько лет сосуществуют 10 выпускников Центра лечебной педагогики с ментальными нарушениями. Они смогли жить отдельно от родителей благодаря уникальному проекту «Сопровождаемое проживание», реализуемому в Пскове с 2013 года. Здесь их учат стирать, готовить, убирать, общаться со сверстниками, делать покупки и другие необходимые каждый день бытовые вещи. В каждой квартире живет по пять человек в возрасте от 23 до 37 лет. Вместе с ними постоянно находятся социальные работники. И если в другой квартире, в соседнем подъезде проживают те, кто более активен, открыт и общителен, то здесь многие погружены в себя и более замкнуты. Их учат контактировать с соседями по комнате, интересоваться, как прошел день и предлагать помощь. Сотрудники работают посменно. Каждый день буквально расписан по минутам. Ребята постоянно чем-то заняты. Утром два сотрудника помогают ребятам собраться в интеграционные мастерские на работу. Некоторые самостоятельно ездят в Корытово на общественном транспорте, но таких лишь двое. За остальными приезжает специальный транспорт. Работают с 8.30 до 15.00. Кто-то из них трудится в хозяйственном отделении, кто-то в других производствах - растениеводстве, ребята с более сильными нарушениями - в отделении развития и ухода. А с 15.00 до 22.00 второй блок активного времени. После того, как ребята приезжают из мастерских, у них появляется время для перекуса, отдыха, обмена впечатлений. Кому-то необходимо какое-то время полежать, послушать музыку. Активная деятельность начинается в 17 часов, они начинают выполнять обычные домашние дела – готовить еду, накрывать на стол, мыть посуду, стирать и гладить. 3 раза в неделю они ходят за покупками. Причем, независимо от степени инвалидности они участвуют во всех видах деятельности. Сереже 32 года, он в инвалидной коляске и, тем не менее, каждый день чем-то занят – хотя бы вытирает пыль, делает овощной салат в кухонном комбайне. «Ему вкладывают в руку тряпку, подкатывают коляску к столу и он, по мере своих сил, вытирает пыль, – рассказывает руководитель проекта Елена Виноградова. – У нас есть дежурные по уборке, глажке и приготовлению пищи. Например, сегодня готовит Настя. - «Настя, что ты будешь сегодня готовить?» - «Ничто». Настя насупилась и бурчит, потому что совсем не любит кулинарию. Зато любит Новый год и Деда Мороза, которому в свободное время пишет письмо. «Дорогой дедушка Мороз, поздравляю тебя с праздником, желаю счастья, здоровья... », - говорит она заученный текст письма. О главном символе зимнего праздника, кажется, может говорить бесконечно. В кино или интернат Но часы показывают 17:00, значит, время идти на кухню. Она долго моет руки в ванной, чтобы максимально потянуть время. И, наконец, надевает передник. В кухне стоят толстые папки, в каждой из которых написаны подробные рецепты блюд. Сегодня - овощной салат. «Что нужно сначала сделать, Настя? Взять овощи из холодильника», - подсказывает девушке социальный работник. Настя нехотя вытаскивает огурцы и помидоры, бурча себе что-то под нос. Девушка, которая помогала Насте с готовкой, убегает в другую комнату – там требуется помощь подопечному. Вернулась и увидела, что огурцы и помидоры порезаны слишком крупно. Насте приходится все переделывать. Но она старательно режет овощи на мелки кусочки. Знает, что может заработать жетон, как лучшая дежурная. Такую мотивацию придумали сотрудники для своих подопечных. Насте повезло стать частью пилотного проекта и попасть в квартиру, куда ее привела старшая сестра. Родителей давно не стало, и девочка с глубокими ментальными нарушениями вместо благоустроенного жилища с добрыми сотрудниками, настольными играми, прогулками в кино и кафе, могла попасть в психо-неврологический интернат, где никто не стал бы учить ее элементарным навыкам и заботиться о досуге. Но, к счастью, она этого не знает, а думает лишь о том, как будет писать письмо Деду Морозу или пойдет с друзьями смотреть фильм. Квартиранты оплачивают из своих пенсий питание, аренду, коммуналку, общехозяйственные расходы. В среднем получается 9 тыс в месяц. Услуги соцработников предоставляются бесплатно. Развлечения также оплачиваются из пенсий. Самый любимый досуг – боулинг, но и в кино тоже нередко ходят. «Одна наша девочка очень боялась эскалатора, поэтому пришлось потратить 2 часа, чтобы она привыкла, и мы смогли подняться на второй этаж в кинотеатр. Она довольно громко выражала свой страх, эмоции, поэтому о нас знал весь торговый центр, - улабается руководитель проекта и признается, что даже такая простая вещь, как поход в кино, требует специальной подготовки. – Людей с аутизмом могут пугать звуки, свет. Некоторым для сеанса выдают ватные диски для ушей, чтобы приглушить шумы». Других сложностей сотрудники не испытывают, ведь их подопечные - открытые добрые люди, которые ничего не утаивают и всегда говорят правду. Да и прежде, чем их поселить вместе, проводили отбор по характеру, менталитету, эмоциональному интеллекту – чтобы комфортно и спокойно сосуществовать. Только не Винни Пух В свободное время ребята читают книги, кто-то раскрашивают картинки и собирают пазлы. «Основная ошибка родителей, у которых дети с особенностями развития – они дают им игрушки, не соответствующие возрасту. Например, детские раскраски или сказки про Винни Пуха. Важно не воспринимать их как детей и по возможности предлагать для досуга взрослые развлечения, - считает Елена Виноградова. - Конечно, найти взрослую раскраску или адаптированный для чтения роман в России сложно. Например, в Германии на доступном языке издается «Ромео и Джульетта». Но мы стараемся подбирать что-то интересное. Таких ребят в Псковской области более сотни. Поэтому очередь из желающих попасть в проект сопровождаемого проживания большая. И движется она очень медленно, так как ребята уже стали постоянными жильцами, и место может освободиться только в случае, если родители сами заберут их к себе домой. Прежде, чем попасть в проект, они проходили курс в Отделении учебного проживания. Оно создано в 2005 году на базе трехкомнатной квартиры в обычном жилом доме, адаптированной с учётом особых потребностей молодых людей с инвалидностью. Обучение студентов проводится курсами. Длительность курса обучения составляет от одного до пяти месяцев. Здесь их также учат самообслуживанию, приготовлению пищи, ухожу за вещами, стирке и уборке. «Эта квартира является структурным подразделением образовательного учреждения Центра лечебной педагогики. Однако самая главная цель даже не повышение самостоятельности и формирование каких-то навыков, а чтобы у ребят был опыт жить отдельно от родителей». Многие семьи, имеющие особых детей, — неполные, и единственный родитель не имеет возможности работать, поскольку вынужден постоянно находиться рядом с ребенком. Учебная квартира дает им глоток свежего воздуха, а ребенку – понимание того, на что он способен, когда папы или мамы нет рядом.