Подарки-впечатления завоёвывают мир

Всё больше американцев предпочитают дарить близким на Рождество не вещи, а новые впечатления, отправляясь вместе на пикник или в зоопарк. Этот тренд стал набирать силу около 10 лет назад, и сегодня в домах многих семей в США под ёлкой не увидишь ни одной коробки в красочной бумаге и разноцветных лентах, хотя прежде там возвышались буквально горы. В России в декабре особенно популярны подарочные сертификаты, однако и они не затмевают собой традиционные предновогодние подарки, такие как парфюмерия, гаджеты или игрушки. Давняя традиция, ставшая одним из главных двигателей потребительской активности в США в период зимних праздников, наталкивается на новую реальность и новые предпочтения. Да, сегодня декабрь остаётся тем месяцем, когда американцы запасаются подарками, сметая с полок магазинов и виртуальных распродаж миллионы гаджетов, предметов одежды, украшений и других нужных и не очень вещей. Однако ряды тех, кто говорит «нет» повальному консюмеризму, множатся. Среди них немало чрезвычайно занятых женщин, не желающих тратить время на выбор подарков. Есть и те, кто не видит смысла дарить домочадцам то, что уже есть в семье — соковыжималку, звуковую систему для телевизора, новый iPhone или фотоаппарат. Мир материального изобилия Пока представители революционного для Америки тренда находятся в меньшинстве. Крупным сетевым магазинам не стоит опасаться того, что эти люди подкосят их прибыли. В этом году, по оценкам Национальной федерации ритейлеров США, среднестатистический американец собирается израсходовать на подарки членам семьи, друзьям или коллегам по работе $608 (в прошлом году траты составили $621). При этом около 40% потенциальных покупателей планируют приобрести билеты на концерт или в театр и прочие «нематериальные» подарки. Всего же в США в предрождественские и предновогодние дни будет, предположительно, куплено товаров на $680 млрд, пишет газета The Washington Post. «Мы живём в мире изобилия, где у большинства из нас слишком много вещей. Люди начинают понимать, что вещи утратили свою прежнюю значимость», — констатирует профессор Джеффри Галак, изучающий потребительское поведение в Университете Карнеги-Меллона. Учитывая новые потребности американских семей, крупнейшие торговые бренды, такие как Best Buy, Apple и Nordstrom, предлагают абсолютно новые услуги. В их числе — кулинарные классы, фотостудии и даже маникюрные салоны. Многие граждане США, со своей стороны, устремляются на Рождество, скажем, на Ниагарский водопад или в четырёхдневную поездку по стране. На худой конец, это может быть и совместный поход в ресторан, но в любом случае люди ищут свежих эмоций, новых впечатлений. С сертификатом тоже можно промахнуться В России новогодняя подарочная традиция тоже в определённой степени трансформировалась, хотя и не так радикально, как в США. По словам директора проекта «daripodarki.ru» (сайт предлагает как «материальные» подарки, так и «впечатления») Алексея Рыжкова, их корпоративные клиенты, покупающие сюрпризы для своих сотрудников к Новому году, останавливаются на сувенирах, косметике, парфюмерии. Тогда как частные лица выбирают сертификаты, позволяющие их родственникам или друзьям отправиться, например, в спа-салон, или в путешествие в Великий Устюг. «Однако такие сертификаты — очень специфический подарок. В данном случае даритель как будто „навязывает“ услугу. Выбирая подарок-впечатление на свой вкус, можно не угадать, чему порадуется ваш приятель — мастер-классу по выпечке пиццы или полёту в аэродинамической трубе. Поэтому, как правило, стараются покупать более нейтральные вещи», — пояснил News.ru Рыжков. Психолог Павел Жавнеров напоминает о традиционной ошибке, совершаемой родителями: выбирая подарок детям, они исходят из того, чего им самим хотелось в подростковом возрасте. На самом деле, надо понять, о чём мечтает ребёнок: если о часах — надо подарить часы. Если рассказывает, как одноклассники ходили в театр или аквапарк — надо его туда отвезти. Важно, чтобы подарок оценили и ребёнок, и его окружение. По словам детского и подросткового психолога, кандидата культурологии Елены Лосевой, в рамках семьи эмоциональный подарок предпочтительнее: ребёнок лучше запоминает время, проведённое с отцом и матерью. Это правило действует не только в Новый год, но и в День рождения. «Важно именно пребывание в кругу семьи, поскольку в этом случае ребёнок впитывает одновременно семейные ценности и ценности совместного отдыха. То есть, не просто подарили сертификат на участие в каком-то мероприятии и отправили одного, но пошли туда все вместе. Это точно лучше, чем новый iPhone», — сказала News.ru Лосева.

Подарки-впечатления завоёвывают мир
© News.ru