«Мужчина запустил в меня поленом». Кузбасская одиссея Ольги Васильевой

Принято считать, что культура – это театры и музеи, выставки и концерты. Но это только маленькая часть – официальная. В музеях не расскажут, например, как в середине прошлого века кемеровчанин спрятался в ковёр, чтобы остаться на ночь в центральном универмаге. А театры не всем покажут, что происходит за кулисами. В крупных городах страны давно начали рассказывать о неформальной жизни. В Москве и Санкт-Петербурге даже изданы путеводители по нестандартным местам. О том, где неформальную историю искать в Кузбассе, мы спросили у культуролога, организатора экскурсий по Кемерову «Внутри и снаружи» Ольги Васильевой. «Стеснялась, что из Кемерова» – Ольга, водить горожан на экскурсии по Кемерову вы начали в 2016 г., потому что хотели доказать, что он не такой скучный, каким принято его считать. Как, на ваш взгляд, можно привлечь внимание к городу? – Думаю, что современному человеку интересно то, чего самостоятельно он увидеть не может. Недавно подруга прислала видео из Стокгольма. Вместе с группой она ходила на бесплатную экскурсию на репетицию симфонического оркестра. Музыканты сидели в обычной одежде, периодически останавливались, дирижёр делал свои замечания. А зрители сидели потихоньку в уголочке, замерли даже... Вот отличие европейского подхода к культуре: там заинтересованы в том, чтобы люди хотя бы краешком глаза увидели закулисье. Именно оно позволяет заинтересовать человека, вовлечь его в сам процесс. Он ведь потом и на концерт придёт, чтобы посмотреть на результат. У нас же почему-то считают, что репетиции и вообще закулисье – это очень интимный процесс. Сколько бы мы ни пытались договориться с нашими театрами, получали категорическое «нет». Когда я уезжала в Москву, стеснялась говорить, что приехала из Кемерова. Вернувшись, поняла, что ошибалась. Началось всё с элементарного любопытства: как раньше назывались улицы моего родного города? Познакомилась с краеведом Владимиром Сухацким, и вместе мы провели первую экскурсию. Оказалось, что это такая нескончаемая тема! И главное – людям интересно, есть потребность не только и даже не столько в музейных экспонатах, а именно в истории повседневности. Музеи занимаются только фактами, тогда как история складывается из жизни отдельного человека. В этом плане даже открытие Макдональдса – уже история. Ведь 100 лет назад примерно на этом месте была грязь, потом деревянный цирк, который сгорел. А в 1990-е годы там был лабиринт из ларьков. Почему бы об этом не рассказать? Или, например, удивительный театр «Ложа»: ему скоро 30 лет исполнится! Он всё ещё работает, все актёры живы, они могут рассказать столько всего! Но его историю ещё никто не записал. Я однажды встречалась с 96-летним главным бухгалтером ЦУМа. У неё столько фотографий старого города, столько воспоминаний! Например, когда она была молодой, проходя мимо ковров в ЦУМе, увидела волосы. Оказалось, мужчина завернулся, чтобы остаться в универмаге на ночь. Откуда мы ещё это узнаем, если не от конкретного горожанина? А люди, когда видят неформальную сторону жизни своего города, начинают его по-другому воспринимать, отношение меняется. – Куда же, на ваш взгляд, можно водить кемеровчан, чтобы у них поменялось отношение к городу? Не только ведь в ЦУМ. – Не только кемеровчан, и туристов можно. Можно прокатиться на трамвае № 3. С нами, например, ездит Максим Гончаренко – наш гид. Экскурсия длится два с половиной часа. Мы проезжаем бараки, частный сектор, немного гуляем по ул. Севастопольской, Ушакова и 40 лет Октября, видим архитектурные стили советской эпохи. Ещё ездим на трамвае № 1. Когда проезжаем Знаменский собор, гид отмечает, что там когда-то была «толкучка». Максим Гончаренко вспоминает, как мальчишкой приезжал туда с друзьями и покупал пластинки за 80 руб. Это было нелегально, поэтому делали всё тайно. В музее об этом не расскажут, хотя именно человеческие истории и интересны людям. Именно поэтому у нас экскурсоводами становятся сами жители. Если вы чем-то увлекаетесь и хотите поделиться информацией или хотите поучаствовать в её записи, то мы будем только рады! Недавно мы так здорово и весело сходили на вышивальную фабрику. Я раньше даже не знала, что у нас на пр. Октябрьском в здании издательства такая работает! Нам показали программы, с помощью которых делают вышивку, станки, сам процесс. С биологом Любовью Горшковой проводим ботанические экскурсии. Это тоже бескрайняя тема. Например, из-за уличного освещения в Кемерове для всех растений фактически удлиняется световой день, и деревья просто не успевают подготовиться к зиме! Когда я узнала об этом, стала по-другому относиться к окружающей среде. В Кемерове есть прекрасный художественный колледж, там происходит много всего интересного! Но это закрытое место, куда можно пройти только с пропуском. В институте культуры тоже проходят выставки классных художников. Их тоже можно посетить, если взять с собой документы. Но, чтобы попасть на эти выставки и мероприятия, о них нужно узнать. Я, например, не вижу их анонсов. У нас на самом деле много всего в городе интересного происходит, но мы почему-то об этом не знаем. Это тоже проблема. Ещё одна большая проблема, как мне кажется, - общественные туалеты. Недавно видела новость, что Кемерово выделяет миллионы на содержание биотуалетов... Этих холодных синих будок. На мой взгляд, вопрос можно решить проще и дешевле: откройте учреждения культуры для людей. Горожане вправе ими пользоваться. Почему-то руководство ДК, библиотек, театров и т. д. считает, что наши люди свиньи и начнут всё портить. На самом деле нет. В торговых центрах мы же не портим ничего. Давайте делать жизнь комфортнее друг для друга. Мы же в Сибири живём, нам и так сложно. Экзотика за порогом – Как вы считаете, возможно ли проводить такие же экскурсии, например, в Прокопьевске или Анжеро-Судженске? – Можно! Мы с нашим арт-десантом съездили в несколько кузбасских городов, поэтому могу точно сказать: есть что показать. К примеру, Прокопьевск – это такая советская «консерва». Столько зданий, которые ещё хранят даже запахи тех времён. Рядом с железнодорожным вокзалом дом культуры – хорошо сохранилась советская архитектура. Идём дальше, и тут вижу дома-колбасы, которые в Кемерове уже давно разрушились, а там в отличном состоянии. В них даже до сих пор люди живут. А ещё, на мой взгляд, в этом городе лучшая в Кузбассе галерея. Ею руководит художник Олег Комаров. Ещё в Прокопьевске продают удивительный авторский квас, а бабушки в центре города торгуют зеленью и огурцами. Из таких вот мелочей складывается атмосфера, на этом можно делать акцент, чтобы заинтересовать туриста даже самым, казалось бы, нетуристическим городом. Недавно съездила в Мариинск, и мне не хватило времени всё посмотреть. Там документальные фильмы снимать нужно. Начиная с дороги. Мне кажется, она самая живописная. И сам город прекрасен с его старыми домами. А какие люди удивительные! Они готовы привлекать гостей в свой город, просто им нужна помощь. Мы были в собственном музее автора памятника картошке Юрия Михайлова. Там такие интересные экспонаты, которые вряд ли есть в других музеях. Например, мензурки для самогонки. А ещё он прекрасно поёт казацкие песни. Когда мы едем в какой-то город, специально заранее ничего о нём не читаем. И гида профессионального, естественно, не берём. О Мариинске я знала, что там есть ликёро-водочный завод. Но в итоге поразил меня совсем не он, а тюрьма. А ещё больше – деревянные двухэтажные бараки рядом с ней. В них ещё живут люди, которые в советские годы её охраняли. Заходишь в подъезд – там старые почтовые ящики, деревянные лестницы... Ты попадаешь в другое время, на 50 лет назад. Место буквально пульсирует. Ещё один важный момент, когда путешествуешь по городу, это общепит. Когда мы уезжали, хотели где-то поесть. Зашли в кафе, которое находится на выезде. На столе меню на листе формата А4, по телевизору какая-то передача слишком громко... Показалось, неуютно. Хотели развернуться и уехать, но остались. И не зря. Мы купили удивительно вкусные плов и самсу. Люди платят огромные деньги, чтобы оказаться в какой-то экзотике. Я была в Дубае... Да, богато. Да, Макдональдс из мрамора. Но город показался каким-то пустым. А Мариинск, который находится в двух часах езды на машине, дал намного больше эмоций. Или, например, Анжеро-Судженск. Не забуду, как на территории стекольного завода мужчина запустил в меня поленом. Его, с одной стороны, можно понять: он работал, а мы ходили там с фотоаппаратами... Завод когда-то был градообразующим предприятием, а сегодня уже не работает. Но всё открыто. Это целая эпоха, и оказаться среди этих мощных останков – дорогого стоит. Ведь в Грецию ездят, чтобы посмотреть на останки Парфенона. А у стекольного завода тоже есть своя эстетика, даже у разрушенного. Это часть жизни людей, которые в Сибирь съезжались и пытались выжить... Нас ещё ждут Тайга, Берёзовский, Юрга. Хочется всё объездить и открыть эти города хотя бы для самих кузбассовцев. Но, к сожалению, без поддержки тут не обойтись. Мы ходили в департамент молодёжной политики, в департамент культуры... Говорят, что ничего социального наши проекты не имеют. Хотя на всероссийском форуме «Пора» «Внутри и снаружи», например, получил вторую премию... А ведь если бы мы работали с чиновниками сообща, то смогли бы сделать больше, показать людям ещё больше интересного. И, возможно, кузбассовцам не захотелось бы отсюда уезжать.

«Мужчина запустил в меня поленом». Кузбасская одиссея Ольги Васильевой
© АиФ Кузбасс