Не дай нам МХАТ в эпоху перемен

Два разделившихся когда-то МХАТа при всех различиях продолжают жить некими параллельными жизнями: даже смена руководства произошла у них с незначительной разницей во времени. Машков сменил Табакова в Камергерском, и вот перемены добрались до МХАТа на Тверском бульваре: Два разделившихся когда-то МХАТа при всех различиях продолжают жить некими параллельными жизнями: даже смена руководства произошла у них с незначительной разницей во времени. Машков сменил Табакова в Камергерском, и вот перемены добрались до МХАТа на Тверском бульваре: скала по имени Татьяна Доронина «переведена на специально введенную должность президента, она же возглавит худсовет театра», как говорится в информационном сообщении, новым же худруком стал режиссер и продюсер Эдуард Бояков. Есть и другие подвижки: замом Боякова назначен Сергей Пускепалис, заслуженный артист России, а замхудрука по литчасти стал Захар Прилепин, писатель, в особом представлении не нуждающийся. Пожалуй, именно это назначение стало самым знаковым. В каких только областях не попробовал себя Прилепин за последние годы - и романы писал, и воевал, и уроки русского вел, и музыкальное шоу вел, остался из неохваченного лишь театр, вот и это белое пятно на наших глазах исчезает. Ничего личного. При этом глава Минкульта Владимир Мединский пообещал, что «все пользующиеся успехом постановки театра останутся в репертуаре». Радостно также и хочется верить, что перемены не затронут достойную труппу МХАТа - там есть, кого беречь. Итак, что все это означает? Точнее - означает ли это конец МХАТовской поры эпохи Дорониной? Думается, в определенном смысле - да. Иначе просто не может быть. И не потому, что новая метла по-новому метет. Просто больно уж харизматичные и в нормальном смысле амбициозные люди пришли во МХАТ, чтобы просто прозябать на лаврах, собранных за долгие годы великой - без всякого преувеличения - Татьяной Дорониной. Без капремонта, думаю, не обойдется. Другое дело, что капремонт - капремонту рознь. И может быть реконструкция, а может быть строительство с нуля. Конечно, за тридцать лет руководства театром Татьяна Васильевна добилась многого. И постановки были яркими. Хотя в театральной Москве порой и шипели тихонько: да, постарел МХАТ, пыльноват стал его занавес. И ставка на верность Станиславскому хороша и достойна, но МХТ им. Чехова валит собрата на лопатки - он явно смелее, чаще обновляет кровь, постоянно экспериментирует. С другой стороны, во МХАТ старые театралы ходили отдыхать душой - уверенные, что тут не потрясут полуматом, не ослепят вульгарщиной, не эпатируют скандальной скабрезностью. Доронина ставила и современных авторов, того же Полякова, но не переходила границ. Она верила и верит в глубокое значение слова «культура». Постарел ли МХАТ? По сравнению с другими театрами - ну да, наверное. Перемены просились. Хотя побывав в нем за последнее время дважды, ничего не могу сказать - прекрасно. Лишь смутное ощущение, что не хватает какой-то... живости. Но при этом руки болели от аплодисментов и зал был полон. И вот - Бояков. Быстрый, острый. Любит Бродского. Интересно и ярко рассуждает о вере. Точнее - верует и не скрывает, не прячет взгляды за либеральной шторкой, чтобы тупо понравиться тем, корму нравиться модно. Давно и с интересом читаю все его интервью. Нравится: он бесится от культа материального. Современен. Кажется искренним. А один его пассаж просто оставил в душе ожог. Бояков не побоялся сказать, что современное искусство нередко действует как фашизм. И что слово «современное» часто помогает вершить темные дела. А это ведь очень точно: нам нередко показывают вульгарную хрень, но попробуй восстань против, тебе тут же объяснят, что ты - отстал от жизни, плесень. Так что такое трезвое оценивание некоторых современных тенденций дает надежду на то, что вместе с водой неизбежного обновления театра за его порог не выплеснется младенец. У Боякова в искусстве большой путь. Он бывший генеральный директор Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», рука об руку с Гергиевым создавал «Пасхальный фестиваль» - действо великолепное, за ним - фестиваль современных пьес «Новая драма» и детских спектаклей «Большая перемена», он основал «Практику», преподавал, создавал оригинальное шоу «Кавказские пленники» для «Розы Хутор». Короче, ему есть что предъявить миру и чего попросить у него взамен. Ярок и Пускепалис - хороший актер, увы, чрезмерно увлекшийся в последние годы сериалами. Да и Прилепин, если без ажитации, вполне. Но важно сейчас одно - как бы не превратились они в лебедя, рака да щуку и не затрещала от их толчков повозка по имени МХАТ. Поскольку сохранить ее очень важно: Доронина умудрилась сохранить в этой повозке не просто скарб, а Достояние.

Не дай нам МХАТ в эпоху перемен
© Вечерняя Москва