​«1 день — 1 экспонат»: свияжские изразцы

Два музыканта в европейской одежде, в момент исполнения своего произведения – таков сюжет свияжского изразца, аналогов которому нет нигде в мире. В музее истории Свияжска одной из наиболее интересных коллекций является собрание печных изразцов XVI-XVIII веков. Собрание – это результаты археологических работ, дары местных жителей, предметы из упраздненного музея коррекционной школы-интерната и приобретения музея-заповедника. «Казанский репортер» продолжает проект «1 день — 1 экспонат». Сюжет хорошо сохранившегося изразца начала XVII века довольно необычен. Скорее всего две приплясывающие фигуры музыкантов, один из которых играет на флейте, а второй на барабане – скоморохи. Об этом также говорят костюмы музыкантов и их позы. Интересно, что к тому времени скоморошество на Руси уже было поз запретом церковных властей. Его осудил в 1551 году Стоглавый собор в своем «Ответе о игрищах еллинскаго бесования». На официальном уровне это, конечно, не поощрялось, но в народе еще продолжало существовать некоторое время. Среди печных украшений можно встретить самые разнообразные сюжеты. Изразцы, один за другим складывались в повествование, так что печь, фактически, можно было «читать». вместе с изразцами в дома жителей Руси того времени проникает дизайн как таковой. – Ранние русские изразцы чаще всего изготовлены из красной глины, после монтажа на печку, они белились. На археологических изразцах хорошо сохранились остатки побелки. Мы совершенно точно знаем, что их белили. Но представить себе, что изразец побелен, но не раскрашен достаточно сложно. Знаете, до недавнего времени мы все видели греческие статуи, чистые беломраморные изваяния и поражались замыслу художника, который, как нам казалось, делал такие довольно абстрактные вещи, – директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. – А теперь мы знаем, что большинство статуй как–то декорировалось, раскрашивалось. Я практически уверен, что с печками проходило то же самое, просто красители были недостаточно стойкие. Это предмет для дальнейшего исследования. С практической точки зрения главное в изразце – вовсе не лицевая сторона, а обратная. Там глиняная пластина имеет бортики, которыми крепится к печи. Так внутри появляется пространство, сохраняющее теплый воздух. На печь обычно требуется 70–80 изразцов, так что позволить ее себе могли лишь люди весьма состоятельные. Зато такая печь лучше держала тепло и обладала большим КПД, так как под плиткой была своего рода воздушная подушка, которая хорошо удерживала тепло. Экономическое положение Свияжска, находившегося на Московском тракте в 16-18 веках, стимулировало появление достаточно зажиточных горожан, поэтому изразцовые печи в Свияжске в то время, судя по археологическим находкам, видимо были явлением достаточно обычным и многие из них не встречаются нигде, кроме острова–града. Антон Райхштат совместно музеем-заповедником «Остров-град Свияжск».

​«1 день — 1 экспонат»: свияжские изразцы
© Казанский репортер