Как мы контролируем качество мяса в Южной Корее с помощью блокчейна

Хаос на рынке Говядина – третье по объемам потребления мясо в мире. Общемировой рынок говядины на данный момент оценивается в триллион долларов, и, по прогнозам, к 2020 году его стоимость удвоится. В 2018 году в мире было произведено 62 878 тысяч тонн говядины. Рост за год – на 1 254 тысячи тонн. Крупнейшим производителем говядины в мире является США – на страну приходится около 20% от глобального производства, затем следуют Европейский Союз и Бразилия. Вместе тройка мировых лидеров обеспечивает 47% рынка этого мяса. На Россию пришлось производство примерно 1340 тысяч тонн говядины в 2018 году. Ранее несмотря на то что были внедрены некоторые системы для отслеживания температуры во время транспортировки дорогостоящей говядины, проверить происхождение, отметки ветеринара или полностью проследить тот путь, который товар проделал от разделки до складов и магазина, – было просто невозможно. На заводе в Южной Корее. Фото из архива компании Такая непрозрачность привела к довольно жутким последствиям. В 2013 году Европу потрясла история мошенничества с использованием конины в продуктах, заявленных производителями, как изготовленных из говядины. Тогда власти обнаружили, что в некоторых товарах, которые якобы были из говядины, 100% продукта составляла конина, а где-то нашли еще и свинину. Все это вызвало шок у потребителей – лошадей, участвующих в скачках, обычно стимулируют препаратами, запрещенными для животных, мясо которых употребляет человек. Кроме того, свинину многие не едят из-за религиозных убеждений. Скандал привел к серьезному пересмотру в контроле за качеством продуктов, и мяса в частности, и даже к реальным арестам. Организация Европейского союза против мошенничества в продовольствии, созданная как раз после инцидента с кониной в 2013 году, сообщила, что в 2017 году нарушения, связанные с трансграничными поставками продуктов, выросли до 775 случаев, против 243 в 2016 году. Проблема с цепями поставок на этом громадном мировом рынке очевидна. Нам предстояло создать продукт, который сделал бы всю цепочку поставок прозрачной как для крупных покупателей, которые заинтересованы в качественном товаре для сбыта, так и для простых потребителей. Решение для корейского ритейлера В Азии спрос на говядину сейчас серьезно усиливается. Особенно востребованным это мясо является в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее, и запрос в азиатском регионе будет только расти. Наша работа с ритейлером Mega Mart началась с того, что с нами связался представитель компании NDS – дочерней компании южнокорейского производителя продуктов питания Nongshim. На этот момент у нас уже был опыт в создании решений для прозрачных цепей поставок продуктов, и самое масштабное из них – это технология контроля за качеством ванили, поставляемой из Мадагаскара по всему миру. Задача заключалась в том, чтобы разработать удобное решение, которое будет внедрено в цепь поставок говядины в магазины Mega Mart в Бусане. После переговоров с CEO NDS, наша команда отправилась в Южную Корею. Нужно было на месте определить, с чем нам предстоит работать. Затем эти данные необходимо было передать в нашу Лабораторию инноваций для создания технического решения. Мы уже предоставляли решения для обеспечения прозрачности цепей поставок не только ванили, но и кофе, меда, порошковых продуктов, сырья для выпечки и оливкового масла. Блокчейн, в данном случае, является надежной гарантией сохранности и неизменности внесенных в него данных. Интернет вещей позволяет считывать качественные показатели с различных носителей и обеспечить бесперебойную передачу данных в режиме реального времени. В итоге полноценная система контроля за качеством мяса – от стейков до котлет для бургеров, продаваемых в магазинах, была создана за рекордно короткое время. Как мы это делаем Весь процесс перевода данных на блокчейн и внедрение интернета вещей в цепь поставок состоит из таких этапов. Ферма Все начинается с фермы, где содержатся коровы нашего клиента. Каждый новорожденный теленок проходит «оцифровку» – мы вносим в наш блокчейн такую информацию о животном, как его дата рождения, порода, ферма. То есть корова получает свой идентификационный номер в блокчейне (Cow ID). В дальнейшем эта база данных пополняется по мере передвижения от перерабатывающего завода до магазина. Переработка Этап перехода к интернету вещей начинается после разделывания туши и отправки говядины на перерабатывающий завод. Здесь, помимо информации о времени разделывания туши, данных о состоянии мяса, которые также дополняют базу в блокчейне для каждого животного, подключается работа сенсоров – чувствительных датчиков. На заводе. Фото из архива компании Они считывают показания температуры, в которой обрабатывается мясо, а затем, с помощью шлюзов, отправляют их в наш блокчейн. Упаковка Перед упаковкой мясо осматривается медицинскими сотрудниками. Их заключения о состоянии каждого куска также вносятся в блокчейн. Когда мясо запаковывается, определенный кусок, либо часть туши, также снабжаются датчиками, которые затем будут передавать информацию об условиях перевозки товара. Транспортировка Температура, с которой данный товар транспортируется до места окончательной переработки и продажи, особенно важный фактор в обеспечении качества. Для перевозки мяса на большие расстояния важно, чтобы температура при этом не поднималась выше нуля градусов. Мы создали датчики, которые устанавливаются непосредственно в грузовики и передают показания о температуре, свете, скорости движения транспорта и даже положении продукта в общую сеть каждые пять секунд. То есть до того момента, когда мясо доставили до магазина заказчика, у нас уже есть полная база информации о происхождении, обработке и условиях транспортировки товара. Все эти данные заказчик видит с помощью специального программного обеспечения. Магазин Здесь компания уже самостоятельно проводит маркировку мяса в соответствии с товарными категориями, одновременно внося данные в блокчейн. Как информация выглядит на смартфоне Полный отчет о состоянии каждого куска мяса в виде QR-кода размещается на упаковке, откуда ее может считать с помощью своего смартфона покупатель. Что получает потребитель Чтобы увидеть всю историю происхождения мяса, которое находится на полке магазина, потребителю нужен только смартфон. Он считывает QR-код с продукта, и в этот момент перенаправляется на отдельную веб-страницу, где и размещена информация, над сбором которой работали датчики и вся технологическая платформа компании. При желании заказчик может создать специальное приложение вместо использования сайта. Что дальше Пример с мясом – не единственный возможный вариант создания прозрачной цепи поставок продуктов питания, открытой для всех потребителей. По аналогии с проектом можно создавать отслеживаемые цепи поставок для овощей, фруктов, рыбы, любых мясных продуктов. Это может решить проблему с подтверждением органичности продуктов, отсутствием в них ГМО или вредных добавок. Этот пример – один из случаев практического применения блокчейна и интернета вещей. Здесь выигрывают все стороны. Предприниматели получают эффективную систему подтверждения качества своих товаров, что благоприятно сказывается на репутации бренда и доверии потребителей, покупатели – гарантию безопасности продуктов, которые они каждый день покупают в магазинах. Материалы по теме: «Поезд блокчейн-проектов точно еще не ушел» Как используют IoT, Big Data, машинное обучение и блокчейн НЛМК, М.Видео, МегаФон и проекты Сколково Как ООН использует блокчейн для помощи беженцам 60 проблем, которые может решить блокчейн Названы 10 лучших стран Европы для запуска блокчейн-стартапа Фото на обложке: архив компании

Как мы контролируем качество мяса в Южной Корее с помощью блокчейна
© RB.ru