Как работать с начальником-микроменеджером и не сойти с ума

Руководитель — человек, который не мешает хорошим людям работать, говорил российский физик Петр Капица. С микроменеджерами все наоборот: по разными причинам они постоянно вставляют своим сотрудникам палки в колеса: кто-то еще не научился делегировать, кто-то боится повторения ошибок прошлого, не умеет доверять, возможно, это проявление чрезмерной опеки или даже психологических проблем. Так или иначе, если вам довелось работать с начальником-микроменеджером, этот опыт вы не забудете никогда. Постоянный контроль, придирки, детализация, советы и недоверие сводят с ума, демотивируют и заставляют сомневаться в своем профессионализме. Forbes спросил у экспертов, что делать, если вы попали в ситуацию, когда вашим начальником стал «микробосс». В первую очередь, советуют специалисты, нужно понять, почему ваш начальник выбирает именно такую стратегию поведения. Возможно, рассказывает партнер компании «Контакт» Дарья Тулубенская, у руководителя был негативный опыт в прошлом, когда его подвели сотрудники. Тулубенская рассказывает, что в ее практике был случай, когда CEO, нанятый акционером, привел компанию едва ли не к краху. Естественно, что, наняв следующего руководителя, акционеру было трудно его не контролировать. Хорошая новость — это лечится. Помогает медленное, но верное возвращение доверия. Для начала проговорите все правила: за что отвечаете конкретно вы, какие у вас будут задачи и KPI. А затем показывайте своему боссу результат, причем старайтесь концентрировать его внимание именно на вашем вкладе. Еще один вариант: предложите руководителю тестовый период, на протяжении которого он ослабляет контроль, а вы выдаете результат. Необязательно сразу просить полную свободу: начните с маленькой задачи или срока, шаг за шагом показывая, что вам можно доверять. Если обжегшийся в прошлом руководитель не ваш вариант, проверьте прозрачность среды, в которой вы работаете, советует управляющий партнер ScrumTrek Анна Обухова. Часто бывает так, что руководителю просто не видно, чем занимаются сотрудники и какой у них прогресс. Довольно часто, по словам Обуховой, микроменеджмент является следствием тревоги, потому что руководитель просто не понимает, что происходит, не видит нужные данные, не понимает, на каком шаге вы находитесь и есть ли проблемы. Так что забудьте обиды и позаботьтесь о своем боссе — от этого выиграют все. Предложите ему набор метрик и отчетов, которые будут визуально читаемыми: например, подойдет диаграмма сгорания задач Burn-Down chart, которая показывает количество сделанной и оставшейся работы. Или создайте прогресс-доску, например Канбан, показывающую, на каком этапе вы находитесь и какие задачи уже завершили. Но в этом случае очень важно, добавляет Обухова, не просто прийти к руководителю и бросить в него готовым решением с посылом «вот метрики и отстаньте от меня»: руководитель может почувствовать себя ненужным, обидеться и продолжить микроменеджерить. Предложите, начните использовать метрики и просто ждите, пока босс поймет, как это работает и что теперь все процессы видны и прозрачны. Порой за микроменеджментом скрывается опека и желание помочь. Сам руководитель, рассказывает партнер компании «Контакт» Дарья Тулубенская, может считать, что он просто оказывает поддержку и помогает подчиненному, в то время как сотрудник воспринимает это как излишний прессинг и недоверие. В этой ситуации, по словам эксперта, помогает только честная обратная связь, потому что руководитель такого типа на самом деле может даже не подозревать, что его стиль управления причиняет дискомфорт. Давать обратную связь тоже нужно правильно: не самый удачный вариант просто сказать, что вам не нравится, как руководитель себя с вами ведет. Лучше признаться, что вам очень сложно работать, когда каждый ваш шаг контролируется, и вы можете быть гораздо эффективнее, если вас не будут так сильно контролировать. Руководители-микроменеджеры абсолютно во всем встречаются не так часто, считает директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. Скорее всего у такого босса есть любимые темы, за которые он особенно переживает и которые любит контролировать. Важно знать эти сферы, советует Волкова, и никогда не принимать решения по этим темам без руководителя или приходить с ними до того, как он спросит сам. Еще один вариант борьбы: найти проекты, которые вашему руководителю не очень интересны или он в них не разбирается, чтобы у вас на работе была своя самостоятельная жизнь. Как бы там ни было, закрывать глаза на то, что вами чрезмерно руководят, пытаться сделать вид, что это мелочи и нужно просто успокоиться, — нельзя. По словам Анны Обуховой, у вас все равно не получится: микроменеджмент несет серьезную угрозу. Во-первых, вам отказывают в возможности принимать решения самому, а это активизирует стрессовые части мозга и в том числе блокирует внутреннюю мотивацию. Во-вторых, у вас появляется чувство несправедливости, потому что даже если руководитель контролирует всех, может показаться, что кому-то все-таки достается меньше. И в-третьих, рассказывает эксперт, микроменеджмент — это явное недоверие к вашим способностям сделать работу хорошо. Что в итоге выливается в апатию и нежелание работать. Но если вы все-таки любите эту работу и она вам нужна, то в ход идут средства по самосохранению. Так, к работе с микроменеджером можно привыкнуть, как к холодному климату, говорит Наталья Ионова из CAF Group, и снизить его отрицательное воздействие, предварительно «купив пуховик и рейтузы». Приучите себя регулярно писать требуемые отчеты и заполнять ненавистные таблицы, советует специалист, пусть это будет таким же ритуалом, как утренний кофе. На этапе обсуждения проекта просите прописать все предложения и решения, которые были отброшены. Это может пригодиться, если проект провалится, и у вас будет возможность доказать вышестоящему начальству, что у вас было другое мнение. Но рассказывать топам об ошибках своего непосредственного руководителя нужно очень аккуратно и только в том случае, если вы уверены, что у них нет личных причин держать его на этой должности. Чтобы сделать свою жизнь с «супербосом» более комфортной Анна Обухова советует сделать упреждающее действие и до микроменеджера поделить задачу на микрошаги. Это помогает увидеть задачу лучше, заметить неясности и проблемы. Но главное, это возвращает вам автономность в принятии решений, а значит, внутреннюю мотивацию. К тому же, когда к вам придет начальник, у вас уже будет собственный план, который вы сможете ему предложить. Специалист по маркетингу кадровой компании Unity Софья Широкова, работавшая с микроменеджером, который, помимо прочего прессинга, ежедневно требовал детально расписывать свой рабочий день, советует всегда держать в голове, что дело не в вас, найти другие источники, подтверждающие ваш профессионализм, и не бояться отстаивать свою позицию. Главное, не воевать открыто, считает Ионова. Иногда начальники перерастают «детскую болезнь» и становятся по-настоящему хорошими руководителями. Но если никакие из способов не работают, начальник отказывается менять свою линию поведения и вы понимаете, что такая атмосфера губительна для вас, — увольняйтесь. Вы обязательно найдете место, где вам будет комфортно и вы сможете работать над интересными проектами без постоянного прессинга и отчетов, говорят специалисты. Читайте также Что нужно знать работодателю о поколении 30-летних Это заразно. Почему звездный сотрудник должен знать свое место Застыть в янтаре. Пять решений, которые могут разрушить вашу карьеру