«Непристойная Бетти»: трагедия королевы пин-апа

В молодости Бетти Пейдж считалась одной из самых фотографируемых людей в мире. Яркая кукольная внешность и непринужденность сделали ее иконой пин-апа, для которого характерно изображение идеализированной, часто полуобнаженной девушки. Ее часто ставили в один ряд с Мэрилин Монро. Но в отличие от последней Бетти «дожила до морщин» и запретила себя фотографировать. Когда ее узнавали на улице и спрашивали «А вы случайно не Бетти Пейдж?» она отвечала: «А кто это?» Будущая учительница Бетти родилась 22 апреля 1923 года в Нэшвилле (штат Теннесси). Всего у супругов Пейдж было шесть детей. Семье приходилось много ездить по стране в поисках экономической стабильности. Будучи вторым по старшинству ребенком, Бетти заботилась о младших братьях и сестрах, а также помогала матери с домашними делами. После развода супругов финансовое положение семьи еще более усугубилось. Чтобы свести концы с концами, мать в течение дня работала парикмахером, а ночью стирала в прачечной. Когда Бетти было 10 лет, она отправила ее и двух других дочерей в приют, чтобы скопить денег. В подростковом возрасте Пейдж и ее сестры часами экспериментировали на себе разные стили макияжа и прически, подражая своим любимым звездам кино. В местных общинных центрах, где было спокойнее, чем дома, Бетти научилась готовить и шить. Там же она делала уроки. В студенческие годы девушка была программным директором драматического клуба, состояла в студенческом совете, а также являлась соредактором школьной газеты и ежегодника. Будучи отличницей, Бетти выиграла стодолларовую стипендию на обучение в престижном колледже Пибоди, где начала изучать педагогические науки. Пейдж планировала стать учительницей. Однако следующей осенью она занялась актерским мастерством, после чего загорелась мечтой — стать актрисой. В феврале 1943 года Бетти вышла замуж за одноклассника Билли Нила. Получив степень бакалавра искусств в колледже, она переехала в Сан-Франциско, чтобы быть рядом с мужем. Именно там Бетти впервые попробовала себя в качестве модели, получив предложение от местного скорняка демонстрировать его шубы покупателям. Звезда пин-апа В последующие годы Бетти жила в Майами и в Порт-о-Пренс на Гаити, где прониклась культурой и традициями местных жителей. Вернувшись в США в ноябре 1947 года, она подала на развод и переехала жить в Нью-Йорк, устроившись там на работу секретаршей. Однажды, гуляя по побережью Кони-Айленда, Бетти познакомилась с офицером полиции Джерри Тиббсом, который увлекался фотографией. Эта встреча навсегда изменила ее жизнь. Тиббсу нравилось фотографировать загорелую красавицу с голубыми глазами и черными, как уголь, волосами. Он посоветовал Пейдж выпустить челку вперед, что стало впоследствии неотъемлемой частью ее образа. Красотка позировала Тиббсу в стиле пин-ап. Так, у Бетти появилось первое портфолио. Позже Тиббс представил свою модель другим фотографам, включая знаменитого Касса Карра. Тот организовал для Бетти несколько фотосессий на открытом воздухе. Ему нравилась ее манера позировать, которая выделяла девушку среди прочих моделей. Кроме того, фотографа удивляло упорство и трудолюбие Пейдж. Карр начал снимать девушку в так называемых «видео клубах», которые обходили американские законы, ограничивающие производство эротических фотографий. Яркая внешность и раскованность перед камерой позволили Бетти быстро стать популярной в этом жанре. Кроме того, Пейдж сама шила себе костюмы и делала макияж. В течение нескольких месяцев модельная карьера девушки пошла вверх. Фотографии Бетти публиковались в самых известных журналах того времени. Ее снимками заинтересовались многие знаменитые фотографы, в том числе Ирвин и Паула Клоу, чуть позже — Банни Ягер. Пейдж также участвовала в сценах БДСМ — в определенных позах, но не снималась обнаженной или в секс-сценах. Вскоре к ней прикрепилось прозвище «королевы бондажа». Они продолжают ссылаться на меня в журналах и газетах, и везде, как на «королеву бондажа». Но так я позировала только для Ирвинга Клоу и его сестры Паулы, — поясняла впоследствии Бетти. — Обычно каждую вторую субботу у него была сессия в течение четырех или пяти часов с четырьмя или пятью моделями и парой дополнительных фотографов, а для того, чтобы получить оплату, нужно было сделать час бондажа. И это была единственная причина, по которой я это сделала. В 1954 году, во время одного из своих ежегодных отпусков в Майами, Пейдж познакомилась с фотографами Яном Колдуэллом и Банни Ягер. Бывшая модель и начинающий фотограф Ягер подписала контракт с Пейдж на фотосессию в парке дикой природы Африка США в Бока-Ратоне. На снимках модель изображена с парой гепардов по имени Мойя и Мбили. Кадры с этой фотосессии стали одними из самых знаменитых в портфолио Бетти. Значительную часть наряда она сделала сама. После этой фотоссесии на модель обратил внимание основатель Playboy Хью Хефнер. В 1955 году ее фотографии появились в январском номере журнала Playboy. Я считаю, что она была замечательной женщиной, знаковой фигурой в поп-культуре, которая повлияла на сексуальность, вкус в моде, тем, кто оказал огромное влияние на наше общество, — сказал о ней позже Хефнер. В том же году Бетти завоевала титул «Мисс пин-ап Мира». В 1953 году Пейдж обучалась актерскому мастерству в студии Герберта Бергоффа, при поддержке которого она получила несколько ролей в различных нью-йоркских постановках, а также телевизионных выступлениях. Кроме того, Бетти появилась в комедийном сериале «Шоу Джеки Глисона». Пейдж приписывали эротическую связь с Мэрилин Монро. СМИ утверждали, что две «самые желанные» американки познакомились на уединенном пляже в Малибу. В то время, как карьера моделей в стиле пин-ап часто измеряется месяцами, Бетти Пейдж была востребована на протяжении нескольких лет — с 1950-го до 1957-го года. Болезнь и забвение После семи лет головокружительного успеха, «королева пин-апа» завершила моделью карьеру и разорвала связь с прошлым. Одной из причин ухода Пейдж считают громкие разбирательства в специально созданном комитете при Сенате, последовавшие после смерти молодого человека во время БДСМ-игр. Сообщалось, что его вдохновили снимки Бетти. Как бы там ни было, в 1959 году Пейдж вернулась во Флориду и окунулась в христианство, которым увлеклась еще во времена студенчества. В 1960-е годы Бетти даже хотела стать христианским миссионером в Африке, но ей запретили из-за того, что она была разведена. В дальнейшем несколько лет Пейдж работала в различных христианских организациях. В 1958 году Бетти вышла замуж второй раз, однако спустя пять лет отношения закончились разводом. Вернувшись в родной Нэшвилл в 1963 году, она повторно заключила кратковременный брак с первым мужем Билли Ниллом. В 1967 году Пейдж вновь вышла замуж, но и этот союз распался через пять лет. В 1979 году, когда Бетти жила в Южной Калифорнии, у нее случился нервный срыв. Поводом послужила ссора с квартирной хозяйкой. Пейдж госпитализировали в психиатрическую больницу с диагнозом «параноидная шизофрения». Позже ее арестовали за нападение на другого арендодателя, однако признали невиновной по причине невменяемости. На протяжении восьми лет Бетти находилась под государственным надзором. К нормальной жизни Пейдж вернулась лишь через 13 лет лечения. Новая волна славы В середине 1980-х знаменитые художники Эрик Стэнтон, Роберт Блю и Оливия Де Берардини нарисовали серию портретов Пейдж, возродив интерес к ее персоне. По словам художницы, созданный образ Бетти пошел в массы. Среди посетителей ее галереи было немало женщин, которые подражали стилю Пейдж. «Черные челки, сетчатые чулки и шестисантиметровые шпильки с тупым носом. Все это часть образа Бетти…», — отмечала художница. «Мир фетиша существовал в какой-то форме и до нее, — отмечала Де Берардини, — но Бетти — знаковая фигура всего этого. До нее не существовало ни одной звезды этого жанра. У Монро были предшественницы, у Бетти — нет». Позже в СМИ стали появляться многочисленные статьи об исчезнувшей из поля зрения Пейдж. В начале 90-х журнал «Пентхаус» даже предложил награду в 1000 долларов любому, кто сможет доказать, что она жива или мертва. В телефонном интервью 1993 года Бетти сказала ведущей Робин Лич, что не знала о возрождении ее популярности, заявив, что она прозябает в беззвестности и безднежье. В это время она жила в пансионате в районе Лос-Анджелеса, получая лишь небольшие взносы в фонд социального обеспечения. Впоследствии ее брат Джек убедил сестру получить гонорары за использование ее изображения на различных предметах через адвоката Джеймса Суонсона. Однако, три года спустя, «почти без гроша в кармане и не получив никаких гонораров», Пейдж уволила Суонсона. В 1993 году Бетти подписала контракт с Марком Рослером и его компанией CMG Worldwide, которая является лидером в области маркетинга и управления интеллектуальной собственностью. Это позволило Пейдж получать платежи. Кроме того, Бетти наняла адвокатов, чтобы отсудить часть денег у артистов, которые заработали на эксплуатации ее образа. В их числе — Кэти Перри, Ума Турман, Мадонна, Рианна, Дитта фон Тиз. Forbes не раз включал Бетти в рейтинг самых богатых мертвых знаменитостей. Скрытые лицо и фигура Хотя изображения Пейдж вновь встречались повсюду, сама она отказывалась фотографироваться, поскольку хотела сохранить свой яркий образ в сознании большинства людей. В конце 1990-х годов Бетти заявила, что не позволит показывать ее современные фотографии, беспокоясь о своей располневшей фигуре. Однако, в 1997-м году она передумала и согласилась на телевизионное интервью при условии, что ее лицо и фигура не будут раскрыты (она была показана с затемненными лицом и платьем). Кроме того, Бетти позволила сделать рекламный снимок для августовского номера 2003 года Playboy. Пейдж госпитализировали в критическом состоянии 6 декабря 2008 года. Сообщалось, что у нее случился сердечный приступ, после которого Бетти вскоре впала в кому. Аппарат искусственного жизнеобеспечения, к которому была подключена «королева пин-апа», по решению родственников, был отключен спустя пять дней. «Я чувствовала себя нормально» Вновь о Бетти заговорили после выхода в 2005 году биографического фильма Мэри Харрон «Непристойная Бетти Пейдж» с Гретхен Мол в главной роли. Сама Бетти прокомментировала свою карьеру в интервью Playboy в 1998 году так: Я никогда не думала, что это позорно. Я чувствовала себя нормально. Просто это было намного лучше, чем колотить пишущую машинку восемь часов в день, что становится однообразным.

«Непристойная Бетти»: трагедия королевы пин-апа
© Ридус