Войти в почту

Вы идете на собеседование на должность продакт-менеджера. Какие вопросы вам обязательно зададут?

Я решил выбрать именно эту тему не просто потому, что она показалась мне интересной, а еще и потому, что, как мне кажется, существуют определенные замалчивания как со стороны кандидатов, которые хотели бы устроиться на работу, так и со стороны компаний, которые собеседования проводят. Поэтому я сейчас расскажу, что происходит посередине. Итак, вас позвали на собеседование… О чем нужно помнить, о чем важно не забывать? Прежде всего важно помнить, что у каждой компании есть свои ожидания от того, что они хотят увидеть в кандидате, желание самостоятельно определять, что такое «менеджер продукта» и какие функции он должен выполнять. У каждой компании есть свой процесс проверки необходимых навыков. Но все это данность, это не проблема. Самая большая проблема в том, что компании редко знают, чего они на самом деле хотят от кандидата или от роли, или у них нет сформировавшейся потребности, понимания, зачем им на самом деле это нужно. Из опыта. Работа менеджера продукта сейчас сильно на слуху. И в эту профессию стремятся перейти из смежных профессий и смежных индустрий. Я отсматриваю большое количество потенциальных кандидатов, у которых варьируется опыт в промежутке от продаж строительного оборудования и до маркетинга магазинов косметики, и в большинстве случаев возникает вопрос, зачем бы мне хотелось позвать таких людей на очное общение? На самом деле, вопрос должен быть немного другой: могут ли у этого кандидата быть компетенции, которые нам нужны, и там просто не хватает конкретного индустриального опыта? И для ответа на этот вопрос перед тем, как открыть вакансию, сформулируйте список требований, список компетенций и список задач, которые ваш будущий коллега должен решать. Cегодня существует определенный набор базовых требований, который сформировался за последние 6 лет, включающий в себя то, что по мнению большинства должен знать и уметь человек, претендующий на роль менеджера продукта. Кроме того, в последнее время появился ряд обучающих программ, благодаря которым менеджер продукта уже не такое непонятное существо, которым эта роль представлялась раньше. Я разделил этот набор скиллов на 3 группы. Первая группа – базовая, это то, что спрашивают по умолчанию у всех кандидатов, неважно на какой высоты позицию менеджера продукта он претендует. Базовая группа включает в себя такие навыки, как исследования рынка, аналитика, тестирование и проверка гипотез. Вторая группа для тех, кто претендует не на Junior-позицию. К перечисленным выше критериям добавляется управление командой, понимание и знание маркетинга и PR, финансовая и юридическая грамотность, а также подтвержденный опыт. Третья группа – для кандидатов на позицию с приставкой lead. В этой группе ко всему вышеупомянутому добавляется управление финансовыми потоками, понимание того, что такое монетизация, какие рекламные модели существуют, как работать с PnL и так далее. Важно помнить, что в любом случае от менеджера продукта ожидается превалирование soft skills над hard skills. Вне зависимости от того, какими из перечисленных навыков вы обладаете, с вами будут говорить о следующем. Способность решать проблемы Стандартный вопрос, который кандидат может получить на собеседовании в этом блоке – как можно улучшить продукт и как построить процесс работы над ним на примере конкретного уже существующего продукта компании. Такие вопросы задают, как правило, для того, чтобы проверить, как кандидат реагирует на вызовы в знакомой или в незнакомой для себя предметной области, как он подходит к решению новых проблем. В какую сторону надо думать и отвечать? Важно выяснить, какую проблему собеседник просит решить, очень важно говорить с ним на одном языке, понимать значение терминов, которыми оперирует интервьюер. В этом случае кандидату стоит спросить, на какие метрики необходимо обратить внимание, а также кто целевая аудитория этого продукта. Важно – не решайте только часть проблемы. Смотрите на проблему в целом. С одним из кандидатов мы довольно долго и плодотворно обсуждали разницу подходов к аналитике монетизации в зависимости от того, какой тип выручки у нас превалирует, рекламный или сервисный. И только после этого выяснили, что мы говорили об одном и том же, просто в разных терминах. И выяснилось это только в тот момент, когда мы, отчаявшись доказать свою точку зрения друг другу, начали рисовать схемы. Аналитика, работа с данными Тут есть две части, первая – это оценочная, здесь кандидату предлагают какой-то срез или сегмент и просят его оценить. В качестве примера вопросов: сколько людей спят прямо сейчас, сколько людей смотрят телевизор прямо сейчас в США, или сколько самолетов находятся в воздухе прямо сейчас. Вторая часть – это метрики изменения продукта и их достаточности. Это делается для того, чтобы посмотреть, как кандидат работает с неизвестными множествами, и насколько точно может определить критерии для анализа и основные метрики, под которые эти критерии должны подойти. В какую сторону думать и отвечать? Не нужно привязываться к цифрам, а именно – к абсолютам. Лучше всего при ответе на подобные вопросы оперировать долями, предположениями, какими-то логическими рассуждениями. Потому что в тот момент, когда названа точная, конкретная цифра, кандидат получает вопрос «почему?». На этот вопрос у него нет моментального ответа: сказать точно, сколько самолетов сейчас находится в воздухе в принципе мало кто может. Нужно всегда помнить, что таким образом оценивается не само решение, а именно подход к нему. Интервьюеру необходимо видеть, как человек думает, как доходит до того ответа, который он затем озвучивает. Главное – знать, какие существуют метрики и уметь их применять в правильное время и в правильном месте. Лидерство и умение работать с командой Типичные вопросы, которые можно услышать по данной теме, следующие: Расскажите о том, как вы решали конфликты; Какое ваше самое большое профессиональное достижение? Почему вы считаете, что это ваше самое большое профессиональное достижение? Как будет устроен ваш первый рабочий день? Почему мы должны нанять именно вас? Также кандидата могут попросить смоделировать ситуацию, либо интервьюер сделает это самостоятельно и попросит ее решить с помощью аргументации или каких-то методов убеждений. Здесь компания смотрит на то, как потенциальный сотрудник будет работать с командой, которая, и это довольно типично для IT-индустрии, при этом ему не подчиняется. В какую сторону думать и отвечать? Здесь внимание обращают прежде всего на скорость ответа, на то, каким образом кандидат реагирует на дополнительные вводные, на логику и связность изложения мыслей. Почему именно на это? Одна из важных целей в этой части собеседования – убедиться в том, что подобные ситуации кандидат уже проходил, решал или понимает, как решать. Для этого должен быть некоторый базис, который дает возможность отвечать сразу, не раздумывая долго, а также возможность логически обосновать свой ответ. Умение расставлять приоритеты Обычно это либо домашнее задание, либо очное задание, но оно заранее подготовлено. Заключается оно в необходимости распланировать работу над конкретным продуктом в пределах 6-12 месяцев от настоящего момента. Это делается для того, чтобы видеть, насколько кандидат понимает бизнес компании, каким образом он понимает индустрию, в которой планирует работать, сможет ли в сжатые сроки (а они обычно сжатые даже для домашнего задания) расставить приоритеты, понять, что необходимо сделать, и насколько это согласуется с тем, что компания сама себе придумала. В какую сторону думать и отвечать? Сначала надо определить цель – понять, к чему нужно прийти за отведенный в задании промежуток времени. Декомпозировать, расставить приоритеты. Если это существующий продукт с историей и аудиторией, то изменения должны быть небольшими, потому что ни один руководитель не хочет терять существующую аудиторию. Если это новый продукт или продукт для новой аудитории или для какого-то нового сегмента аудитории, изменения, наоборот, должны быть крупными, потому что в этом случае максимально важно быстро провести проверку гипотезы, которая должна привести к положительному конечному результату. Нужно быть готовым аргументировать: почему мы делаем это? Почему мы это делаем так? И почему мы это делаем именно в таком порядке, как вы изложили? Навыки коммуникации и командной работы Всегда в фокусе внимания интервьюера будут именно навыки коммуникации и командной работы кандидата. К сожалению или к счастью современные IT-продукты сложные, их не делают в одиночку, а разрабатывают в команде. И на протяжении всего собеседования будут оцениваться возможности кандидата в коммуникации, и та ценность, которую он в будущем принесет продукту, команде и компании. И еще За 2018 год я провел больше 100 интервью. И вы не представляете, какое количество людей приходят на собеседование, ничего не зная о той компании, в которую они идут работать. Не делайте таких ошибок! Однажды я собеседовал кандидата на роль менеджера продукта, который очень удивился, когда почти все интервью было составлено из вопросов, относящихся к современному рынку медиа и работе с ним. Уже в самом конце, собравшись, мне был задан вопрос: «А почему вы не интересовались поиском и поисковыми технологиями? Вы же поисковик!» Бонус! Мои любимые вопросы за 2018 год Аналитика и работа с данными У вас есть 25 лошадей. Сколько забегов вам нужно устроить, чтобы определить трех самых быстрых из них? Вы не можете пользоваться секундомером. В каждом заезде могут участвовать только пять лошадей. Дано утверждение, что 65% сотрудников нашего офиса любят кофе, в то же время 75% любят чай. Каковы верхние и нижние границы доли людей, которые одновременно любят кофе и чай? Способность решать проблемы Посмотрите на главную страницу Amazon.com – чтобы вы там изменили и почему? В 2016 году мы изменили логотип и дизайн-систему, включая весь набор айдентики портала Рамблер. На какие метрики мы смотрели и почему? AB против AAB против AA тестов – в чем разница, для каких случаев лучше одно, для каких другое? Лидерство и умение работать с командой Я – нерадивый разработчик, который уже не в первый раз срывает сроки. Увольте меня. У вас есть продукт мечты, расскажите о нем так, чтобы я захотел его купить. Однажды на исходе интервью я предложил кандидату уволить меня. Секунд через 30 этот немаленький по своим габаритам мужчина стоял, нависая надо мной, и тихим, вкрадчивым голосом объяснял мне, почему именно мне надо уйти из компании по собственному желанию. Прямо захотелось написать заявление. Чувствуется опыт. Умение расставлять приоритеты Разработайте план эвакуации города (например, Парижа) Материалы по теме: 5 вещей, которые не должен делать менеджер по продукту Лучший вопрос на собеседованиях на должность менеджера по продукту Рабочее место: Глеб Калинин, продакт-менеджер Ozon.travel 5 ключевых навыков менеджера по продукту Как выглядит рабочий день менеджера по продукту Facebook Фото на обложке: Unsplash

Вы идете на собеседование на должность продакт-менеджера. Какие вопросы вам обязательно зададут?
© RB.ru