Понты, релакс и слезы: Семь деталей портрета нашего современника

Семь деталей портрета нашего современника, "нарисованные" его интернет-пристрастиями Можно сколько угодно размышлять о высокой культуре и вкусе россиян, наших современников, но запросы, оставляемые пользователями Сети, достаточно объективная штука, и говорят, скорее, об обратном. По тому, что ищут люди на просторах Интернета, вполне можно создать некий портрет среды. Понятно, с оговорками, все же Сеть – питательная среда не для всех. Но тем не менее… Если проанализировать, какие события уходящего года вызвали у россиян наибольший интерес, как это сделал Яндекс, то окажется, что люди у нас, по-прежнему, сострадательны и чутки к чужому горю, но при этом в большинстве своем предпочитают развлекательный, легкий контент. Это не значит, что мы стали пусты и невесомы, как пузыри, однако в списке предпочтений нет ни глубоких, серьезных фильмов, ни фамилий вроде "Достоевский" или "Толстой", то есть «волн интересов» к классикам, как и всего другого, что хотя бы отдаленно напоминало бы стремление к «высоким высотам». Так, например, уже не отмазаться от очевидного: людей бурно интересует личная жизнь звезд и развлекательный контент; именно по этой причине настоящий ажиотаж вызвали телешоу «Замуж за Бузову» и «Холостяк» с Егором Кридом. Чужие страсти и необременительность картинки побили все рекорды посещаемости. Еще один пик интереса выпал на спортивные мероприятия. Понятное дело, это прошедший в России Чемпионат мира по футболу – повод для гордости без всякого преувеличения, в результате чего родилось и искренне восхищение и увлечение футбольными звездами – «золотоногим» Акинфеевым и брутальным Дзюбой. Это понятно, так же, как и пользовавшиеся интересом игры в Пхенчхане, начинавшиеся со скандала, сопровождавшиеся скандалами и разочарованиями и не без скандала завершившиеся, если вспомнить о постфактумных расставаниях спортсменок с тренерами и все такое. Надо понимать, что в нашем неоднородном обществе все же явно зарождаются проростки гражданственности, и над их чахлыми еще всходами периодически витают бурные патриотические бури. Мы то клянем родину почем зря, то плачем от гордости на стадионах и у телеэкранов и бурно возмущаемся нападками ВАДа на наших спортсменов, но все эти эмоции неровны и несколько истеричны. И поэтому взлетевший вверх на волне патриотизма фильм «Движение вверх», на котором рыдали целыми залами, с такой легкостью потеснили «Мстители: Война бесконечности» и «Дэдпул-2». Впрочем, сам факт попадания этих трех столь разных картин в «топ пристрастий» говорит очень о многом. Ну а еще мы явно склонны «попадать под тренд». И становиться его рабами. Сформированный где-то и кем-то, тренд – что паразит: попав в подходящую питательную среду, он укрепляет плоть и живет какое-то время, иногда приобретая глобальные масштабы, но затем, почти неизбежно, сдувается до размеров молекулы. Потом можно удивляться, отчего нас так «перло», но ответа все равно не найти – в этом и кроется главная «фишка» тренда. Но если с хитом года, которым, судя по «волнам интереса», стала композиция «Плакала» (Каzka), отличающаяся красивой, с этнической притягательной загадочностью, то, без обид, «CYGO - Panda E» - типичная однодневка. Тем не менее, на нее, что называется, «ходили», да еще как. "Ходить" на композицию, кстати, можно и не только потому, что она нравится, но и для "образования". Быть в тренде – значит, знать, о чем речь, не знать – стыдно, невозможно, немыслимо. Естественно, в десятку музыкальных предпочтений россиян попал и Филипп Киркоров - сначала с синим цветом настроения, потом в Колей Басковым и "Ибицей". Это успех, Филипп. Вне трендов были, правда, искренние переживания. «Зимняя вишня» проняла всех – слишком уж масштабной была трагедия, заставившая плакать даже мужчин. Точно также – массово и искренне – прощались в этом году и с ушедшими, особенно с тремя знаковыми фигурами нашего искусства: с Иосифом Кобзоном (ушла эпоха!), Олегом Табаковым (прощай, актер-легенда!) и Николаем Караченцовым (всеобщая наша любовь). А параллельно со всем этим кто побогаче – разбирались в смартфонах компаний Apple, а кто победнее – ловили новинки у Huawei. Можно ли составить из этой нарезки портрет, фоторобот на среднестатистического обывателя, активно пользующегося сетью? С определенной долей допустимости – наверное, да. Итак. * Он не хочет, чтобы его "грузили". Ничем. Именно поэтому в списке его приоритетов - развлекательный контент. * Он любит посплетничать и быть в курсе чужих жизней, поэтому наблюдает, не устроит ли свою личную жизнь Оля Бузова и Егор Крид. * Интерес к Ольге Бузовой вынесем в отдельную строку. Ее можно любить, можно не любить, но она - тренд о двух руках, двух ногах и говорящей и иногда даже поющей голове. Не интересоваться трендом - нельзя. * Он человечен и отзывчив, что бы о нем ни говорили - реагирует на трагедии. Однако если эта трагедия не затрагивает его лично, может позволить себе оставлять любые комментарии, не думая особенно об их последствиях. * Он любит понтоваться. Именно этим объясняются поиски технических новинок. Гаджет - это мерило самоценности не только в глазах окружающих, но и в собственных глазах. * Он любит подробности. Узнав новость, будь то сплетни о звездах или "молнии" о трагедиях, жаждет деталей. * Он предпочитает вечерний прайм с набором неглубоких, не оставляющих в душе следа программами, что, правда, не означает, что данный типаж туп или морально уродлив. Он, скорее, устал – от серых дней и однотипности существования, и заполняет вечер тем, что проще прожевать. Плох ли этот среднестатистический типаж? Нет. Но и хвастаться ему особо нечем. Он реагирует на те события, которые ему предлагают или которые раскручивают. И глубочайшее сочувствие и сопереживание к трагедии «Зимней вишни» - это одна правда про этого «среднестатистического» человека, а любовь к шоу «Замуж за Бузову» - другая. Но мы таковы, каковы есть и уникальны в своей неоднородности.

Понты, релакс и слезы: Семь деталей портрета нашего современника
© Вечерняя Москва