Войти в почту

Мюзикальная паузаЕго песни исполняют Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Тамара Гвердцители, Лайма Вайкуле, Лариса Долина и множество других знаменитых певцов. Ким Брейтбург — продюсер десятков успешных и популярных телепроектов на центральных каналах, но сегодня у него другое увлечение. Десять лет назад Ким написал первый мюзикл, и теперь именно мюзиклы стали для него делом всей жизни. Один из них — «Голубая камея» — на днях был представлен в Нижнем Новгороде. О том, почему сегодня этот жанр является самым популярным во всём мире и чем настоящее искусство отличается от подделки, Ким Брейтбург рассказал в эксклюзивном интервью «Нижегородской правде». От Нижнего до Бродвея — Ким Александрович, сегодня многие вас именуют российским королём мюзикла. Почему вы перестали писать эстрадную музыку несмотря на то, что она всегда была популярна, и переключились на новый жанр? — Каждый человек в определённый период жизни чувствует, что нужно меняться. Я много лет проработал в шоу-бизнесе, сотрудничал в качестве музыкального продюсера с телевизионным каналом «Россия», был автором множества проектов с молодыми артистами, но в какой-то момент почувствовал, что мне во всём этом не хватает смысла. Мюзикл стал для меня возможностью реализовать свои творческие планы, получить новые ощущения, создавая произведения, где имеется музыкальная драматургия. Это, конечно, гораздо сложнее, чем просто написать песню. Но зато в этой работе больше художественной свободы. Жанр мюзикла не так жёстко регламентирован, как шоу-бизнес. — Что это значит? — В поп-музыке, на радио и ТВ сегодня модно одно, завтра другое, а в театре совсем другие требования и ориентиры. В мюзикле есть возможность варьировать стили, жанры. От вальса до рок-н-ролла и хип-хопа! И при этом быть вполне актуальным и востребованным. — Если когда-то мюзикл был отдельным целостным жанром, то сегодня он стал подразделяться на поп-мюзикл, рок-мюзикл. Какие виды мюзикла ещё можно выделить и как вы характеризуете свои произведения для музыкального театра? — Мюзикл сегодня — вид театрального искусства, внутри которого множество моделей. Одни звучат как опера — «Вестсайдская история» Бернстайна была написана в 50-е годы и это абсолютно академическая симфоническая музыка. А «Лак для волос» — это рок-н-ролл. Сейчас на Бродвее идёт мюзикл «Гамильтон», который представляет культуру хип-хопа! На него просто невозможно попасть — билеты выкуплены на полгода вперёд, хотя очень дорого стоят. Мюзикл сегодня отражает не только музыкальные тенденции, но и социальные аспекты жизни общества. В то же время в художественном смысле демонстрируя разнообразные постановочные приёмы и в режиссуре, и в хореографии, и в сценографии! Это и привлекает зрителя. — Вы объехали весь мир и видели самые известные мюзиклы планеты. Какие из них произвели на вас более сильное впечатление? — Так случилось, что мы с моей женой Валерией (она музыкальный руководитель и супервайзер всех моих постановок) каждую весну ездим на Бродвей и отсматриваем все новинки, которые там идут. Сегодня международная обстановка выглядит непросто, но надеюсь, что к весне всё же у нас снова появится такая возможность. Безусловно, большое влияние на меня оказало творчество Эндрю Ллойда Уэббэра. Я когда-то был увлечён его рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда», в моей юности это была совершенно культовая пластинка, которую мы с друзьями с упоением слушали. А потом, когда я стал этот жанр изучать и перечитал много книг, обнаружил, что не отдельная музыка или отдельный спектакль производят на меня впечатление, а весь мир мюзикла! Это Роджерс и Хаммерстайн — «Звуки музыки», «Король и я», «Юг Тихого океана». Я слушал и Коула Портера, и Джорджа Гершвина — основоположников этого жанра. С другой стороны, существует Стивен Сондхайм — великий американский композитор, поэт и драматург, автор многих бродвейских мюзиклов, который создал такие произведения, как, например, известный многим мюзикл «Суинни Тодд». Есть и много других выдающихся авторов. — Что из этого вы взяли на вооружение? — Ничего конкретно. Я просто изучаю этот жанр. Я стараюсь слушать, анализировать. Есть мюзиклы очень серьёзные, а есть лёгкие, которые мне близки и понятны в силу того, что я прежде всего эстрадный композитор. Они связаны с рок-н-роллом и поп-музыкой — «Лихорадка субботним вечером», «Девушки мечты», «Блондинка в законе». В разное время они были очень популярны.Код да Винчи — Сейчас многие композиторы говорят, что не видят больше смысла писать балеты, оперы и оперетты, что все эти жанры перемолол и соединил в себе мюзикл, и только за ним будущее. — Это, конечно, не совсем так. Но мюзикл — это в каком-то смысле возможность выразить себя во всех этих формах одновременно. Жанр мюзикла открывает огромные творческие горизонты. Каждый их видит по-своему. Поскольку я всю жизнь был связан с эстрадой, моя концепция — это максимально театрализованное эстрадное шоу. Таким образом, я не занимаюсь «эстрадизацией» театра, но театрализую эстраду. Со мной работает дружный и очень профессилнальный коллектив — режиссёр, сценограф, художник по костюмам, музыкальный руководитель. И задача нашей команды — добиться в этом смысле максимального художественного результата. Наши спектакли получаются не такими, как у всех, потому что эстрадный посыл в сочетании с театральностью делает их по-своему уникальными. Сначала это вызывало вопросы и критику. А сейчас, спустя годы, когда спектакли идут и идут и пользуются спросом, вопросы уже не задают! Только на «Голубой камее» по всей стране побывало более полумиллиона людей! — Это ваш любимый мюзикл? — Он просто первый. И поэтому я его люблю. Хотя обычно авторы любят похвалить свою последнюю работу, мне «Голубая камея» по-прежнему дорога. — Сейчас вы пишете новый? — В данный момент нет. Но только что закончил работу над очередным проектом. Пока не скажу, каким. Ведь на самом деле, пока проект не реализован и его не услышали зрители, его не существует. То, что он в столе лежит, ещё ничего не значит. — Услышали зрители… а, кстати, что было раньше — песня «Художник», которую исполняет Валерий Леонтьев и которую очень любят его поклонники, или мюзикл «Леонардо», в котором она есть? — Мюзикл. Валерий пел очень много моих песен, но всегда любил песни глубокие, с драматическим сюжетом. Когда он услышал этот номер, то включил его в свою концертную программу. А все клипы, что есть на эту песню в Сети, с фрагментами из знаменитого фильма «Жизнь Леонардо да Винчи» созданы, я думаю, поклонниками. Я к этому отношения не имею. «Леонардо», «Казанова», «Голубая камея», «Дубровский» «Джейн Эйр», «Снежная королева», «Парижские тайны» — мюзиклы Брейтбурга сегодня идут во многих городах страны и ближнего зарубежья и собирают полные залы. Всё это рок-н-ролл — Зато только вы всегда выбираете исполнителей в свои мюзиклы. Причём говорят, что на кастингах, которые вы проводите в каждом из городов, главную роль может получить даже тот, у кого нет музыкального и актёрского образования! — Это правда. И пример — Андрей Паньшин, который исполнил главные партии во всех трёх мюзиклах театра «Комедiя». У него дар. В нашей профессии, думаю, 50 процентов — это талант, а 50 процентов — всё остальное: работоспособность, интеллект, образование. Для участия в мюзикле, для игры в театре нужна особая склонность к лицедейству. У него есть такая склонность, плюс Андрей очень любопытен — он постоянно хочет осваивать какие-то новые для себя территории. В нём есть харизматичность. А главное — он человек из рок-н-ролла, и именно этим мне симпатичен — я вспоминаю свою рок-н-ролльную юность: это братство, драйв, который притягивает и манит. Это жизнь и творчество. Музыка! — А, кстати, то, что некоторые музыкальные фрагменты ваших произведений как-то неопределённо, но всё же похожи, это невольное цитирование самого себя или специальный ход? — У каждого композитора должен быть свой мелодический язык, который может опознаваться. У меня, вероятно, он тоже есть. И вы, вероятно, это заметили. Считаю, что это неплохо, когда у человека есть собственный почерк, хуже, когда язык неопознаваем. — В чем же уникальность ваших мюзиклов, ведь ни один композитор не смог в России повторить ваш успех, а у вас идут сразу по несколько спектаклей в одном и том же городе и на них аншлаги? Друзья в Минске ходили подряд сразу на четыре ваших мюзикла! — Вы мой успех несколько преувеличиваете. Просто некоторые авторы пишут для себя, чтобы самоутвердиться. А я не самоутверждаюсь. Я хочу, чтобы мои произведения людям нравились, и пишу, интуитивно понимая, что их может волновать. Здесь сказываются знание профессии и, конечно, жизненный опыт. И люди ходят на мои спектакли, за что я им очень благодарен. Я знаю тех, кто ходил много десятков раз! В Нижний на премьеру приехала уникальная девушка Анастасия Мельничек из Минска, которая ездит почти на все премьеры и побыла на ВСЕХ наших мюзиклах, идущих во многих городах. Один из её любимых мюзиклов — «Голубая камея»! Она видела его в разных составах, кажется, более двухсот раз!

Мюзикальная пауза
© Нижегородская правда