Сергей Турко: Издательства работают по моделям венчурного бизнеса

В Москве завершилась книжная выставка Non/fiction. Издательство «Альпина Паблишер» презентовало на ней ряд новинок и явно продемонстрировало волю к процветанию, несмотря на системный кризис издательского бизнеса. Главный редактор издательства Сергей Турков рассказал в интервью «Инвест-Форсайту» о том, какие книги были показаны на выставке, почему электронные книги до сих пор не могут составить конкуренцию печатным и стало ли в век интернета меньше читателей. Самодурство Трампа и российская вертикаль власти – Сергей, расскажите, какие новинки ваше издательство показало на non/fiction? – Одна из главных наших новинок – книга Боба Вудворда «Страх. Трамп в Белом доме». Это перевод бестселлера одного из самых авторитетных журналистов-расследователей в мире. Мы издали эту книгу в рекордно короткие сроки. Но все очень качественно. Мы хотели, чтобы люди узнали, как днем за днем Дональд Трамп управляет Америкой. В книге рассказывается, чем отличается трамповский подход к управлению страной и почему все окружение в шоке от нового президента. Существенную долю времени приближенные Трампа стараются удержать его от очередных «твитов» (почти всегда – безуспешно). Они все время пытаются стащить с его стола какой-то очередной неразумный документ. Трамп – это классический самодур. Очень необычно видеть такую фигуру во главе государства. Еще одна интересная новинка – книга Сергея Алексашенко «Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику». В книге рассказано, как у нас формировалась вертикаль власти. Она возникла не в результате одного или двух судьбоносных решений. Была целая череда из нескольких десятков шагов по созданию этой вертикали. Книга Алексашенко интересна тем, что ее автор в 90-е годы работал в правительстве России. Любопытной новинкой стала и книга «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так». Ее автор Евгений Щепин – один из ключевых сотрудников компании. Ритейлер «ВкусВилл» совершил настоящую революцию, научившись торговать скоропортящимися продуктами. Новая торговая сеть стала очень популярной. Раньше же все попытки крупных брендов продавать натуральные продукты не приводили к успеху. – А можете назвать две-три книги с самыми высокими продажами по итогам уходящего года? – Топ самых популярных книг в этом году не сильно изменился в сравнении с прошлым. Самая читаемая книга – «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» Михаила Лабковского. Книга номер два – «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо» Марка Мэнсона. Она посвящена саморазвитию. И, наконец, третья из числа самых популярных книг – «Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917» Михаила Зыгаря. Также очень успешными были в этом году «Рестарт: как прожить много жизней» Ирины Хакамады, «Несовременная страна. Россия в мире XXI века» Владислава Иноземцева и «Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям» Борислава Козловского. – О последней книге хотелось бы более подробно поговорить. Почему вы решили заняться темой «фейк-ньюс»? – О «фейк-ньюс» сегодня много говорят, но никто доходчиво не мог объяснить, что это. Никто не анализировал причины, почему люди верят фейкам, откуда эти фейки берутся. Мы давно хотели издать что-то на эту тему, но не было автора. И тут вдруг появился Борислав – научный журналист, интересовавшийся темой. Мы с ним договорились об издании книги давно. Он долго писал – года полтора-два. – А вы не боитесь, что некоторые издаваемые книги могут стать таким же «фейк-ньюс», о котором пишет Козловский? Например, автор книги о Трампе говорит, что основной его источник – инсайды из Белого дома. Проверяете ли вы факты из книг? – Любая информация может оказаться фейком. Это факт жизни. Но в данном случае имя журналиста говорит в пользу того, что факты его книги – правда. Вудворд – один из самых авторитетных расследователей в мире. Его прошлая книга о Уотергейтском скандале доказала, что его сведения верны. Потому что президенты не уходят в отставку из-за фейков. Конечно, мы не можем проверить все цитаты его книги. И если кто-то из его источников соврал, ничего нельзя поделать. Однако тот факт, что эта книга в США уже продается три месяца и со стороны Трампа не было даже намеков привлечь к суду автора за клевету, говорит о том, что внутри – правда. «Электронные книги не имеют будущего» – Можно ли заработать сегодня на книгах? Какую бизнес-модель стоит выбрать, чтобы стать успешным? – На книгах заработать можно. Мы это и делаем. Издательская деятельность – проектный вид деятельности. Она строится по моделям венчурного бизнеса. Каждый проект независим, и точно предсказать успех какой-то книги невозможно. Издателям остается только уповать на опыт и интуицию при подборе авторов. Чем больше будет серьезных авторов, тем вероятнее, что кто-то «выстрелит». Издательства живут за счет бестселлеров – очень популярных книг. Продажи некоторых из них могут доходить до десятков и даже сотен тысяч экземпляров в год. Когда у издательства достаточно таких книг, его можно считать успешным. – Можете назвать главные тренды современного книжного бизнеса уходящего года? – Тренды все меньше и меньше чувствуются в последние годы. Успех зависит во многом от автора. Наше издательство старается искать авторитетных людей, специалистов. Им будет доверять публика. Ценится необычный подход к изложению проблемы. При этом тема может быть любой, даже самой необычной. Например, мы издавали книгу «Вскрытие покажет. Записки увлеченного судмедэксперта» Алексея Решутина. Необычно, к нашему издательскому профилю никакого отношения тема не имеет. Но автор пишет профессионально и с юмором. Мы издали его книгу, она стала успешной. – Стали люди в эпоху интернета читать меньше книг? – Стали больше читать. Начало издаваться больше бумажных книг. Процент электронных книг тоже растет, однако он пока невысок. В нашем издательстве 10% книг электронные, в целом по российскому рынку число таких книг не превышает 5%. Электронная книга не стала революцией. Просто еще один удобный способ чтения. Человек покупает электронную книгу, когда он в дороге или когда ему надо что-то быстро изучить. Если он не планирует перечитывать книгу, то берет электронную версию. Однако большинство все-таки предпочитают бумажные версии книг. Я не верю, что в будущем останутся одни электронные книги. – Уже появились издательства, специализирующиеся только на электронных книгах? – Нет, пока таких издательств нет. Электронная книга – это производная бумажного издания. Книгоиздатели с помощью ряда манипуляций превращают обычную книжную верстку в pdf-файлы. Есть разные каналы продажи таких книг – «ЛитРес», Bookmate. Кое-как ведется борьба с пиратством. Пиратов, правда, меньше не стало. Но люди начали покупать больше электронных книг, а не скачивать с пиратских сайтов. Появились самиздательские площадки – Bookscriptor, Ridero. Это интересный способ автору презентовать свою произведение. Но никакой революции такие площадки не произвели. На них не вышло ни одного бестселлера, ранее отвергнутого издательством. – Останутся через 10 лет люди, читающие бумажные книги? – Останутся. А если кто уверен в обратном, я готов с ним поспорить, притом на что-то материальное. Я не верю, что народ может жить одними постами из «Фейсбука». Ведь там только мнения. А книга – это больше, это некое материальное воплощение опыта и знаний автора. С древнейших времен она воспринималась чем-то сакральным. Смерть автора отменяется – Сергей, книги какой тематики лучше всего продаются? – Здесь дело не в тематике, а в личности автора. Хорошо продается Михаил Лабковский. Не потому что психология популярна, а потому что популярен он сам. – Какой тираж должен быть у книги, чтобы можно было назвать ее успешной? – От 5 000 экземпляров. Некоторые издатели считают, что успех – 10 000 экземпляров в год. Это очень хороший результат, а все, что больше – уже отличный. – Сколько экземпляров книги надо издать, чтобы ее окупить? – Все зависит от объема книги. Одно дело, когда у книги 200 страниц, а другое, когда 1 000. Обычно для самоокупаемости книгам нужен тираж в 2 000 экземпляров. – Сколько в год издает «Альпина»? – Около 100 книг в издательстве «Альпина Паблишер» и около 50 – в издательстве «Альпина нон-фикшн». – Где идут продажи? – В Москве и регионах. Как оффлайн, так и онлайн. – Где самая читающая аудитория? – В Москве, по нашим ощущениям. – В каких регионах читают больше? – Мне кажется, это зависит от населения. Города-миллионеры больше читают, в том числе потому что бумажные книги доступнее. Хотя сейчас у интернет-магазинов в целом безграничные возможности доставки, зачастую это просто вопрос цены. Электронные книги вообще не знают границ – их можно покупать и читать где угодно, хоть на Крайнем Севере. – Можете назвать последнюю книгу, которую вы прочитали? – «Зачем убили Джона Кеннеди. Правда, которую важно знать» Джеймса Дугласа. Это книга нашего издательства. Она выйдет в конце 2018 года. Всем очень рекомендую. Беседовал Александр Столяров

Сергей Турко: Издательства работают по моделям венчурного бизнеса
© Инвест-Форсайт