Путешествуя по миру, Герман Васке 30 лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи — учеными, музыкантами, художниками и режиссерами. 101 собеседник поделился с Васке мыслями о креативности. Среди них были Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Дэвид Линч, Бьорк и многие другие. Попробуем разобраться в природе творчества вместе с героями документального фильма Германа Васке «Почему мы креативны». Заха Хадид: Знаете, не думаю, что это от рождения. Нужно очень упорно трудиться над развитием идей, знаете? Вот о чем я говорю. Креативность связана с идеями, и это точно так же, как ты изучаешь ремесло. Если ты хороший режиссер, хороший кинематографист, не важно, это требует развитого мышления, так чтобы ты мог по-настоящему много работать, быть способным развивать этот репертуар порождения идей. Йоджи Ямамото: Знаете, это для всех одинаково: вы хотите, чтобы вас поняли. Вот почему люди что-то делают, что-то мастерят. Естественно, есть разница между простыми людьми, которые хотят быть понятыми, и художниками, которые хотят быть понятыми. У людей, которых называют художниками, есть что-то от рождения. Это не очень справедливо. Жизнь художника состоит из того, чтобы создавать что-то. Художник не может остановиться. Как поезд-экспресс. Иногда это так неудобно. Иногда это гонка. Для такого рода людей, художников и создателей, творить что-нибудь означает, что ты не можешь без этого жить. Джордж Р.Р. Мартин: Почему я творю? Ну… это загадка на века. У меня нет на это ответа. Знаете, откуда все идет? Я всегда таким был, с детства. У меня до сих пор хранятся короткие рассказы, которые я написал в возрасте шести-семи лет. Это маленькие фантастические истории с иллюстрациями космических кораблей и планет, я их выдумывал. Греки верили, что творчество — это божественное вмешательство разных муз: поэзии, музыки, повествования и так далее. В более поздние времена появились юнгианские теории об Эго, Супер-Эго, Ид, различные части мозга, подсознательное, теории о левом полушарии и правом полушарии, когда одно отвечает за креативность, другое за аналитику. Не знаю, правда ли что-то из этого. Все, что я знаю, так это то, что истории приходят ко мне сами. Не всегда как связное целое, иногда они появляются фрагментами, как будто пейзаж внезапно освещают фонариком и я вижу сцену, слышу часть диалога, вижу что-то, начинаю с этого. Это органичный процесс. Что меня пугает, так это то, что я не понимаю, откуда это исходит, и всегда есть страх, что это прекратится. Что однажды муза будет молчать, или левое полушарие перестанет разговаривать с правым, или что-то подобное, что больше идеи не придут, и тогда я замолчу. Дэвид Боуи: Я думаю, что это связано с желанием найти место, где я смогу поднять паруса и знать, что не уйду в небытие, когда пересеку море. Будут еще моря, по которым можно плавать. Быть креативным — это одна из таких человеческих попыток, знаете, разбить свой самолет и выйти из него. Думаю, это своего рода интеллектуальное приключение. Это может быть либо игрой, либо войной, либо гибридом и того и другого. Я считаю это одурманивающей параллельной реальностью, где ты можешь исследовать свои тревоги и страхи. Дэвид Линч: Нет ничего более волнующего, чем найти идею, а затем транслировать ее, реализовать. Доводить что-то от краткого описания до материала. Можно создать новый мир. Мы снимали «Шоссе в никуда» в шести дюймах от поверхности дороги. Если камера чуть-чуть выше, то все кажется неправильным. А когда вы ниже, и только фонари горят, а потом вы несетесь в темноту, это… заставляет вас мечтать и сесть немного прямее на стуле. Ай Вэйвэй: Если нарушаешь правила и сотрясаешь основы общества, ты становишься опасным. Потому что истеблишмент очень много значит для большинства людей. Твои идеи могут быть очень опасными. В результате меня посадили в тюрьму. Я понимаю почему. Если они не остановят таких, как я, неизбежны изменения. Провокация — это своего рода сигнал. Это природа искусства. Новый смысл — это всегда провокация. В любом обществе, в религиозном искусстве, в концептуальном искусстве, в сюрреализме, дадаизме. Оно всегда провокационно. Оно становится релевантным, только пока провокационно. В ином случае это только украшение или попытка привнести немного утешения в определенный тип эмоций. Но для меня это нормально. Это абсолютно естественный акт. Вивьен Вествуд: Я не верю, что политика что-то меняет. Политики держатся за свою работу любой ценой. И я думаю, что они потакают популярным предрассудкам, они пытаются превозносить заурядность. Они — последние люди, которые могут повлиять на любые демократические перемены, вот в чем дело. Возможно, в прошлом были великодушные тираны, которые что-то делали. Но я считаю, что единственное, что может что-то изменить, — культура. Я верю в культуру. Далай-лама: Я живое существо. Я не могу остановить эту… как вы это называете — креативность. Она всегда во мне. Даже во время медитации. «Медитировать, отгоняя все мысли» — я так не могу. Потому что у меня в голове много вещей, много дел. Стивен Хокинг: Думаю, не мне говорить, креативен ли я или нет. Это должны решать другие люди. В любом случае, чтобы серьезно заниматься наукой, нужно быть креативным, иначе вы просто будете повторять надоевшие старые формулы, ничего нового не сделаете. Путешествовать с надеждой гораздо лучше, чем прибыть на место. Чему я могу научиться у Стивена Хокинга Сергей Король, Елена Смешливая купить Иллюстрация: oxvo.ru Фотографии: кадры из фильма «Почему мы креативны»

Почему мы креативны?
© Альпина Паблишер