Мешок мёрзлой картошки. Что помогло российским немцам выжить в ГУЛАГе?

25 декабря западный мир отметит Рождество. Это главный и любимый праздник для каждого немца. Кто главный в немецкой семье и почему в этой общине не бывает сирот, «АиФ-Казань» рассказали лидер немецкого национально-культурного сообщества РТ Виктор Диц и представитель его молодёжного отделения Татьяна Шель. Вера и хозяйственность Чтобы подготовиться к Рож­деству, устраивают Адвентские вечера (в переводе с латинского adventus - «пришествие»). С предрождественским временем связано много красивых обрядов. Они проходят в Немецком доме Казани, в лютеранской церкви Святой Екатерины. На Рождество накрывают самый богатый в году стол. Для него заранее пекут рождественские кексы - штоллен. В этом году немцы Казани устроили штоллен-флешмоб. Разместили в соцсетях фото и видео по приготовлению рождест­венской выпечки. Адвентские вечера немыслимы без хорового пения в лютеранской церкви Святой Екатерины. «По четвергам мы устраиваем «Библьштунде», - рассказывает Виктор Диц. - Так называются занятия, на которых мы изучаем Писание. А затем один из членов общины выбирает религиозное песнопение, которое мы исполняем все вместе». Отмечают казанские немцы и праздник успешного окончания сбора урожая, он проходит в октябре. На установленном в кирхе большом столе прихожане раскладывают выращенные ими овощи и фрукты. Под звуки органа все вместе поют молитвы. А затем пьют чай с пирогами. Но в календаре татарстанских немцев есть не только праздничные даты. Они бережно хранят память о трагических судьбах соотечественников, оказавшихся в трудармии и ГУЛАГе. Среди 2200 немцев, живущих сейчас в Татарстане, есть и потомки семей, депортированных из образованной в 1918 году Автономной Рес­публики немцев Поволжья. После выхода указа 28 августа 1941 года немцам дали на сборы сутки, разрешив взять с собой самое необходимое, и отправили в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Алтай. Начиная с 1989 года в этот день служат молебен на немецком кладбище Арского некрополя. Причиной издания указа от 28 августа 1941 года стало обвинение советских немцев в недонесении на «тысячи и десятки тысяч германских диверсантов и шпионов». «Как считают историки, на самом деле никакого вражеского десанта не существовало, - говорит Виктор Диц. - Это был лишь официальный предлог для принятия упреждающих мер против возможной вербовки фашистами российских немцев в свои ряды. Высылка немцев, отправка всего мужского населения от 15 до 60 лет в трудармию - фактически ГУЛАГ, закончились огромной трагедией. От четверти до трети всех депортированных погибли от голода и холода». Трудармия действовала и в Татарии - советские немцы строили Волжскую рокаду (Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград). Возвели её в рекордно короткие сроки - 1000 км всего за три месяца. Во многом благодаря оружию и живой силе, отправленным по этой железной дороге, была выиграна Сталинградская битва. Крестьянская закалка Трудармию прошёл отец Виктора Дица - Георгий Диц. Он вырос в деревне Фриденфельд Краснокутского кантона (административно-территориальная единица АССР немцев Поволжья) на левом берегу Волги. «В 1939 году отца призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию, после службы он работал в Перми на телефонном заводе, - говорит Виктор Диц. - Когда началась война, отца прямо с завода забрали в тайгу. Так зимой 1941 г. он попал в Вятлаг, на лесоповал». Работать приходилось весь день в холоде и голоде. Каждую ночь в бараке от истощения умирали несколько человек, в основном немецкая интеллигенция. Георгию Дицу выжить помогла крестьянская закалка и мешок мёрзлой картошки, который он спрятал в тайге. «Когда трудармейцев вечером вели на ночлег в лагерь, отец брал в рот картофелину и не засыпал, пока она не растает, - рассказывает Виктор Диц. - Это спасло ему жизнь. В 1947 году отца перевели из ГУЛАГа в Пермь. Но он был под комендантским надзором до 1955 года. Ему нужно было регулярно раз в неделю приходить отмечаться в комендатуру, что он действительно на месте, никуда не сбежал. Тем, кто не отметился вовремя, могли дать за нарушение до 20 лет каторги. Позже отцу удалось разыскать своих братьев, сестёр, которых он потерял в 20-е годы после смерти родителей. Они тоже были высланы из Немецкой республики, оказались в Кузбассе, Алтайском крае, Восточном Казахстане, Киргизии». Виктор Диц окончил школу с золотой медалью. То, что он, немец, поступил в институт, по тем временам было редкой удачей. Вплоть до 60-х годов многие немцы не могли получить высшее образование из-за «пятой графы». Татьяна Шель родилась в Прокопьевске. В этот город в Кемеровской области были сосланы в 1941 году её бабушка Роза Иоганнесовна Миллер и дед Лео Францевич Шель. «В Прокопьевске их специально познакомили для создания семьи, - говорит Татьяна. - Родных, целые семьи при высылке разлучали. Оказавшиеся в сложной ситуации люди старались найти опору - человека, с которым можно вместе преодолеть трудности. Бабушка и дед жили в любви и уважении. Брак по знакомству оказался очень удачным». Они выжили благодаря потрясающей работоспособ­ности - знаменитому немецкому усердию и трудолюбию. В обуви, которую сшил Лео Шель, ходили все его соседи. В ссылке семья сумела сохранить родной язык. Отец Татьяны Адам Шель до 3 лет говорил только на немецком. «У бабушки было огромное хозяйство: огород, куры, свиньи, - вспоминает Татьяна. - Она постоянно была занята какими-то заготовками. И в будни, и в праздники на столе была домашняя колбаса». Дети превыше всего Сын Розы и Лео Адам с детства был очень хозяйственным. Создав семью, помогал жене во всех домашних делах. «Хотя у немцев не принято, чтобы мужчина занимался рутинными хозяйственными делами, - говорит Татьяна. - Он должен быть добытчиком, зарабатывать, контролировать воспитание детей, жизнь семьи в целом. Ежедневные хозяйственные дела, как правило, удел женщин». Вся жизнь немецкой семьи строится по чёткому распорядку, который никому нельзя нарушать. У детей с раннего возраста были свои обязанности, задания. В то же время к ребёнку принято относиться с особым вниманием. Если он попросил какое-то блюдо, его обязательно готовили. В трудные времена взрослые не отмечали свои дни рождения, жертвовали личными праздниками, чтобы устроить торжество для детей. Многие семьи брали к себе сирот. Воспитывать шесть, даже одиннадцать детей считалось нормальным. Преодолевать трудности помогала и помогает вера. «Религиозные ценности - главное для немцев, - говорит Татьяна Шель. - Я часто хожу на мессы в католический костёл в Казани. Пойду в храм и на Рождество. Во время службы святой отец обращается к нам, чтобы мы приветствовали тех, кто стоит рядом. И тогда абсолютно незнакомые люди начинают обниматься, пожимать друг другу руки - искренне, с уважением и любовью. Меня это трогает до слёз».

Мешок мёрзлой картошки. Что помогло российским немцам выжить в ГУЛАГе?
© АиФ Казань