Мятущаяся душа Саши Негиной, или “поборники правды, не сошедшие со сцены”

Каждое актёрское попадание в дипломном спектакле бьёт в десятку (отдельная благодарность всему педагогическому составу, работавшему над постановкой). Настоящее, игривое, подлинное, лживое, фальшивое передано молодыми актёрами с невероятной отточенностью и погружённостью в материал, в быт провинциального театра, во всю разномастную и пёструю толпу актёров, суфлёров, антрепренёров, шум и аплодисменты публики, вокзальных паров и гудков, буфетных стоек. Широкими, колоритными мазками движет одними героями Островского любовь и страсть к театру, жизни, иногда максималистским суждениям – зерном молодости, другими – низменные страсти и страстишки, стяжательство, сребролюбие, похоть, высокомерие. Вот Домна Пантелевна (Софья Игрушкина) – женщина средних лет, вдовая, не лишённая кокетства, однако за дочку свою, как и положено маменьке, переживает. А как и не переживать? С бенефисами-то – швах. Талант есть, а знакомств полезных и нет. Девушка честная, гордая, вот и сборы по бенефисам невелики. То ли дело стать содержанкой князя Ираклия Статоныча Дулебова (блистательное исполнение Антона Сиданченко)! А и бенефисы полнёхоньки будут, да и ещё на платья-шляпки хватит! Вон, Нина Смельская (Полина Утукина) не гнушается покровительством почтенного господина! Одни новые наряды на другие без конца меняет, да и на лошадях катается! Фото: http://www.htvs.ru/novosti/talantyi-i-poklonniki.html/Elena Bekish Да, да, да… Лошади, платья, полные бенефисы, ведёрные букеты, духи, походы к модисткам, потакание престарелым любовникам, ярмарочные гулянья, балаганы – всё это было, есть и, увы, будет в нашей действительности. Не спрячешься, не денешься, не уйдёшь. Но выбор, выбор есть у человека, и тут каждый решает для себя и про себя сам. Выбор всё равно будет тебя поджидать на подмостках любого театра – будь то столица, либо провинция. Интриги, злоба и ненависть сжигают людей, служить чисто и преданно искусству – тяжко. И всё же Александра, Саша, Негина (Ольга Богомазова) находит в себе силы и волю, покидая постылых своих недругов, но спасая свой талант и любовь к настоящему искусству: “…хотя за маленькое жалованье, да только бы на сцене быть. Разве я могу без театра жить?”. И веришь ты, сидя в зале, ей, Александре, и сопереживаешь, и выбору её нелёгкому сочувствуешь. Да, Иван Семёныч Великатов (Вадим Степанов) – холёный богатый купец, молчаливый, неспешный, любит Сашу, взаимности всё же там, скорее, нет, но именно он может предоставить ей возможность быть счастливой на сцене. А счастья эта девушка заслуживает. Есть в ней и правда, и чистота, и бескорыстие. Недаром старый суфлёр Нароков Мартын Прокофьич (Иван Крушин) говорит ей: “Не горе, не слёзы и тяжкие сны, а счастия розы тебе суждены”. Он, помнивший Негину ещё по её детским годам, разглядел и почувствовал настоящее в ней, как только может тот, кто честно предан искусству. Фото: http://www.htvs.ru/novosti/talantyi-i-poklonniki.html/Elena Bekish Но и у оставленного Пети Мелузова (Вадим Петров) своя правда, не сдался он перед “почтенными”, грязными дельцами (Гаврила Петрович Мигаев – антрепренёр – Иван Авдеев), натужными и фальшивыми господами: “Я же свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”. Каждый остался при своём, каждый сделал в этой жизни свой выбор (возможно, не единственный, ещё предстоит не раз разрешать для себя снова и снова дилемму). Сам же спектакль так и дышит театром, его радостями и печалями, уездными вокзалами, вечно весёлыми и задорными молодыми купчиками (Руслан Погодин), постоянно пьющими, но искренними по отношению к себе Трагиками (Антон Тычинкин), приезжающими и провожающими. Но больше всего – верностью и благородству по отношению к великому искусству, за которое так долго, так мучительно и так самоотверженно боролся сам Александр Островский. Фото: http://www.htvs.ru/novosti/talantyi-i-poklonniki.html/Elena Bekish “Он говорил об огромном цивилизующем значении театра. О том, что мастеровой, вместо того чтобы убить праздничный вечер в пьяном угаре, должен найти дорогу в театр. И приезжий купец должен прийти сюда, а не кружить по ресторациям и трактирам. Он говорил, что в Москву по шести железным дорогам каждый день течет и течет российский люд и “все, что сбросило лапти и зипун”, очеловечивается с помощью театра”, – так писал о драматурге русский литературный критик Владимир Лакшин. И это очеловечивание театром подарили зрителям щукинцы.

Мятущаяся душа Саши Негиной, или “поборники правды, не сошедшие со сцены”
© Ревизор.ru