7 главных картин на выставке Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма 

7 главных картин на выставке Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма
Фото: Москва24
 — поэт-футурист, открывший Владимира Маяковского, и художник-авангардист, один из самых ярких в своем поколении, а еще арт-продюсер, импресарио и мистификатор. На выставке в Музее русского импрессионизма полсотни работ из музеев и частных собраний показывают его во всей красе.
Цилиндр и монокль, к началу прошлого века уже вышедшие из моды, были частью образа Бурлюка, мастера эпатировать приличную публику. Вместе с друзьями-художниками он раскрашивал лицо, вставлял деревянную ложку в петлицу и в таком виде разгуливал по Кузнецкому мосту. На выставке можно примерить образ футуриста на себя — сфотографироваться в зеркале в форме гигантского цилиндра с татуировкой на щеке, через монокли рассмотреть живописную фактуру на некоторых картинах.
Не все современники понимали творчество Бурлюка. Чтобы у вас не осталось вопросов к художнику, мы предлагаем краткий гид по семи главным картинам на выставке.
1. «Портрет матери». Бурлюк и импрессионисты
В начале 1900-х годов текстильный фабрикант и большой любитель французской живописи по сути открыл в своем московском особняке музей современного искусства, где сам же проводил экскурсии. Там были собраны Моне, Дега, Сезанн, Ренуар, Руссо, Пикассо, Гоген, Матисс, увидеть которых стремились молодые художники. Увлечение импрессионистическими приемами у Давида Бурлюка, скорее всего, как раз оттуда. Художник по десять часов проводит на пленэрах. В «Портрете матери» он применил метод разложения цвета, придуманный французами — краски накладываются на холст короткими отдельными мазками, а их смешение происходит в глазах зрителя, который становится соавтором картины.
2. «Волы». Бурлюк и Матисс
"Волы" написаны через два года после «Портрета матери» и тоже на пленэре. Бурлюк в то время дружил с  и оба гостили в имении Бурлюков в Херсонской губернии. Молодые художники не стеснялись выбирать «низкие» сюжеты для картин — выходили на скотный двор и писали свиней и волов. В этой картине Бурлюк осваивает фовизм (от французского fauve — «дикий», сразу ясно, как восприняли критики новое живописное направление): с помощью полусухой щетинной кисти обрисовывает предметы яркой линией, как в работах известного француза . Такое изображение с толстым контуром яркого цвета кажется условным и напоминает скорее подготовительный эскиз, чем готовое полотно. Эту живопись критика скоро назовет «варварской» и отметит поворот русского искусства к примитиву. Но на деле это будет важный переходный этап к появлению русского авангарда.
3. «Портрет моего дяди». Бурлюк и 
Писать «под Пикассо» — грамотный маркетинговый ход, придуманный Бурлюком. Во время сибирского турне в 1918-1919 годах в отеле каждого города, где останавливался художник, он писал одну и ту же картину — «Портрет моего дяди». Удачное подражание манере эпатажного Пабло Пикассо и его «Авиньонским девицам» имело большой успех у публики и неплохо продавалось. По воспоминаниям одного из друзей, художник делал портрет быстро, вклеивая куски газеты в разорванное углами лицо, имеющее три глаза и два носа. Портрет, дошедший до наших дней, выполнен на небольшом куске фанеры. Отдельные детали были утрачены. Например, на щеке дяди зияет непрокрашеный кусок фанеры — раньше здесь была наклеена ткань, имитировавшая легкую небритость. Зато можно рассмотреть волосы, сделанные из мерлушки — меха из шкурки ягненка. Эта картина — яркий образец русского кубофутуризма, еще одного направления, которым увлекался Бурлюк.
4. «Жница». Бурлюк и первобытное искусство
Красочный слой «Жницы» — пять сантиметров! Что подмешивал в масло Бурлюк — песок, глину? Возможно, даже грязь. Однажды в мастерской он писал картины вместе с братом. Закончив работу, брат показал ее Давиду. Но тому не понравилось, что в живописи мало фактуры. Тогда брат вышел на улицу, бросил картину лицом в грязь, а потом закрасил все, что прилипло, маслом. «Раньше живопись лишь видела, теперь она осязает» — этот постулат нового искусства тоже придумал Давид Бурлюк. А еще в этом сюжете художник явно отсылает нас к первым наскальным рисункам, изображающим доисторических быков на стенах пещер.
5. «Японка, сеющая рис». Бурлюк и футуризм
Многорукая японка на рисовом поле — одна из картин японского периода, почти не изученного в творчестве Бурлюка. В Стране восходящего солнца, до которой только-только докатились слухи об изобретенном в Италии футуризме, художник пробыл недолго, с 1920 по 1921 год. Спустя десять дней после приезда Бурлюк уже открыл в Токио «Первую выставку русских художников», а потом отправился в тур по стране. В японский период художник создал около 300 пейзажей, и почти половина всех работ так и осталась в японских музеях и частных коллекциях. «Японка, сеющая рис» — характерное футуристическое полотно того времени. Художники-футуристы стремились красками передать ощущение движения — многократно писали один и тот же объект и смещали его контуры, изображая таким образом разные фазы движения. Но если футуристы предпочитали город с его шумом и суетой на улицах, то Бурлюк показал японскую деревню и сделал главной героиней жницу, совершающую религиозный обряд. Картину он подарил своему близкому другу Владимиру Маяковскому во время приезда поэта в Америку. А после его смерти через Лилю Брик снова вернул полотно себе.
6. «Цветок бананового дерева». Бурлюк и 
В Японии Бурлюк путешествует не только по крупным городам, но и уезжает на острова Огасавара. Живя в тропическом рае, затерянном в Тихом океане, художник ощущает свою связь с Полем Гогеном, сбежавшим из Парижа на Таити. Даже местные жители напоминали Бурлюку гогеновские сюжеты. В это время палитра Бурлюка становится такой же яркой и сочной, как и экзотические цветы вокруг. «Цветок бананового дерева» — самая яркая иллюстрация творческого диалога между Бурлюком и французским мастером.
7. «Рабочие». Бурлюк в Америке
Бурлюк так любил технические новшества, что даже изобрел свой собственный стиль в живописи — «радио-стиль». В Америке, куда он эмигрировал, его приводили в восторг радиоприемники, тогда еще казавшиеся диковинкой. Впечатляли художника и масштабные стройки небоскребов на Манхэттене, и люди, работающие на большой высоте без страховки. В 1926 году, чтобы поразить воображение посетителей выставки в Филадельфии, посвященной 150-летию независимости США, Бурлюк пишет полотно размером два на три метра. На нем он изображает шествие строителей на фоне небоскребов. Картину «Рабочие», к великому сожалению Бурлюка, так и не удалось продать. А так как своей мастерской у него не было, ее пришлось снять с подрамника и свернуть. Несколько лет она пролежала в сложенном виде на чердаке, что не пошло ей на пользу — большая часть полотна была утрачена, уцелел только центральный фрагмент с лицами рабочих. Сохранившаяся часть представлена на выставке, а если навести на нее планшет, на экране появится виртуальная реконструкция. Бурлюку этот прием точно понравился бы.
Видео дня. 6 правил ЗОЖ, о которых пора забыть
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео