Танцы на пепле. В Камерном театре поставили «Афродиту» Платонова

Режиссер Елена Невежина поставила на сцене Камерного театра «Афродиту» по одноименному рассказу и письмам Андрея Платонова к жене. Андрей Платонов воронежской театральной публике, воспитанной Платоновским фестивалем, слава Богу, знаком. За восемь фестивальных лет мы усвоили, что главное в его творчестве – это язык. Елена Невежина не просто использовала этот язык, она сделала его центром постановки, главным действующим лицом. Филигранная игра с текстом превратила рассказ в полилог, даже целую симфонию голосов, интонаций, подтекстов, смыслов. Слово Платонова звучит то как гимн, то как шепот влюбленных, то как молитва. С молитвы Афродите и начинается действо. Назар Фомин, а точнее Назары Фомины – главного героя здесь играют одновременно три актера, - просыпаются под звуки разрывающихся снарядов и не сразу осознают, где находятся, ведь только что, во сне, они были в объятьях любимых. Их потертые гамаши и тяжелые шинели как будто еще больше грубеют, когда на сцену выбегают три нимфы в тонких, надетых на голое тело сарафанах. Шестерка молодых актеров на двухуровневой сцене - Андрей Новиков, Владислав Моргунов, Георгий Яковлев, Яна Кузина, Марина Погорельцева, Людмила Гуськова – словно все время находится в танце. Они невероятно красивы и в то же время безлики. Они – не только Назар и Наталья, они – Платонов и Мария, Гефест и Афродита, Орфей и Эвридика, Адам и Ева, Он и Она. Они – это любовь, двигающая этот мир. Любви в эпоху Платонова противостоит война, разделяющая семьи и разбивающая сердца. Мощный образ войны в спектакле создает сценография художника Дмитрия Разумова, решенная в виде огромной песочницы, где вместо песка – черные, обгоревшие клочки, которые в прошлой жизни могли быть чьим-то подвенечным платьем, крестильным одеяльцем ребенка или скатертью на столе, за которым собиралась большая семья. А сейчас это пепел, из которого нет, нет да и можно достать напоминания о счастливой жизни. «Афродита» Платонова - это внутренний монолог солдата, тоскующего по любимой и томящейся от неизвестности – жива они или мертва? Пока сидишь в окопе, надеясь не схватить шальную пулю, или бредешь по родному городку, разрушенному войной, где еще искать лучик света, как не в счастливых воспоминаниях о прошлом: о первой встрече, потере, поисках счастья в труде. Назара Фомина называют альтер-эго самого Платонова. В его мыслях о войне, стране, работе и любви воплотились размышления самого писателя. Поэтому использованные в спектакле письма к жене Марии не выделяются из общей канвы, а наоборот, помогают глубже проникнуть в суть происходящего и в очередной раз восхититься мудростью Платонова. «Всякий человек имеет в мире невесту, и только потому он способен жить. У одного ее имя Мария, y другого приснившийся тайный образ во сне, y третьего весенний тоскующий ветер... »

Танцы на пепле. В Камерном театре поставили «Афродиту» Платонова
© АиФ